Я думаю, что хорошие актеры, действительно профессиональные, могут осуществлять микросдвиги своей точки сборки. Они постепенно вживаются в роль, то есть медленно смещают ТС в положение своего персонажа, который имеет ряд качеств отличных от самого актера. И чем менее, играемый герой, имеет схожего с актером тем максимальней это смещение.
Вот интервью Евгения Миронова, о том, как он становился Мышкиным.
«- А как случилось, что вы стали Мышкиным? - Честно? Я не знаю, за что меня взяли на эту роль. Может быть за мои глаза. Это моя профессия: я - артист, я играю роль. Если хорошо играю, значит, понимаю своего героя. Тем не менее, когда я иногда уезжал в Москву на один день играть спектакль и снова возвращался на съемки - а я редко выезжал, то есть редко выходил из Мышкина, - я его терял! Терял Мышкина! Я смотрел в зеркало: нет глаз! Нет глаз и все! Просто Женя Миронов в бороде и усах. И у меня паника начиналась. Вот что-то такое было во мне, связанное с его сутью, жила во мне внутри какая-то суть мышкинская. Но это мне стало понятно не сразу. Помню, первый съемочный день был просто провальный. Провальнее не было! Я так играл, что посеял сомнения сразу у всей съемочной группы. А через неделю я обрел его - Мышкина. И уже не расставался с ним. - Непроизвольно? - Нет, ну как же? Это работа тяжелая. Такой дар не спускается сверху, как бы я ни просил. Я когда почувствовал, что не получается у меня Мышкиным стать, мною за неделю была большая работа проведена. Очень помог мой друг, актер Гоша Янко. В театре Анатолия Васильева работали над Достоевским, Гоша тогда играл Рогожина. И он был в материале. У Бортко ведь не было времени на мои вопросы-ответы. А мне было важно понять, кто этот человек, Мышкин, откуда он, почему, что и как? Гоша мне очень помог. Но вот как интересно получилось: первый съемочный день был в Москве, а второй уже в Питере. И вот мы с Машковым по Питеру шли -нужно было просто пройти. Команда: "Мотор! Камера!" Я пошел. И вдруг все вокруг зашептали: "Мышкин! Мышкин идет" Что-то случилось во мне такое, щелкнуло что-то, и по Питеру шел уже не я, шел мой дорогой Лев Николаевич Мышкин».
Неделю у Миронова ушло на то, чтобы осуществить этот микросдвиг в позицию Мышкина. Он так и говорит «во мне что-то щелкнуло». А вот эти вот «потери» Мышкина означает, что ТС смещалась в обычное положение. Это было самое сильное его перевоплощение, после которого у него начались проблемы со здоровьем, и ему пришлось проходить двухнедельный курс физиотерапии в Кащенко. То есть, вернуть ТС в обычное положение было не просто. Знакомые Евгения рассказывали, что он страдал раздвоением личности, с трудом общался с людьми, и его мучили галлюцинации.
Дон Хуан такие смещения производил за несколько минут. Помните, как ДХ разыграл спектакль с Кастанедой, что бы тот попал в место без жалости? ДХ тогда за пару минут превратился в дряхлого старика.
«Мы находились на окраине Гуаямоса, в Северной Мексике, по пути из Ногалеса, штат Оризона, когда мне стало ясно, что с дон Хуаном что-то не так. Уже час или больше того он был необычно молчалив и мрачен. Я бы ничего и не подумал об этом, но потом, внезапно, его тело бесконтрольно задрожало. Его подбородок ударился о грудь, как будто мышцы шеи больше не удерживали тяжесть его головы. - Тебя затошнило от езды, дон Хуан? - спросил я в испуге. Но он ничего не отвечал и только тяжело дышал через рот. На первом этапе нашего путешествия, который занял несколько часов, с ним было все в порядке. Мы много говорили обо всем и ни о чем. А когда мы остановились в городе Санта Ана на заправку, он даже немного поотжимался на капоте машины, разминая мышцы плеч. - Что с тобой, дон Хуан? - спросил я. Я почувствовал приступ беспокойства в животе. Как только я открыл дверь машины со своей стороны, он вцепился в мою руку железной хваткой. Очень тяжело и с моей помощью дон Хуан выбрался из машины через водительское кресло. Очутившись на тротуаре, он, схватив мои плечи обеими руками, с трудом выпрямил свою спину. В зловещем молчании мы дотащились по улице до ветхого строения, где находился ресторан. Дон Хуан всей тяжестью повис на моей руке. Его дыхание было таким быстрым, а дрожь тела такой пугающей, что я запаниковал. Я оступился и оперся о стену, удерживая наши тела от падения. Мое беспокойство было таким сильным, что я даже не мог думать. Я взглянул в его глаза. Они были тусклы. В них не было обычного блеска».
И так же быстро ДХ возвращал свою ТС в своё обычное положение безупречного воина.
«Дон Хуан встряхнулся верхней частью тела, как собака после купания. И тут же, словно все было только плохим сном, он вновь превратился в человека, которого я знал. Он быстро вывернул наизнанку свою куртку. Это была какая-то двухлицевая куртка, бежевая с одной стороны и черная с другой. Теперь он был одет в черную куртку. Дон Хуан бросил свою соломенную шляпу в машину и аккуратно пригладил свои волосы. Он вытащил воротничок рубашки поверх воротника куртки, и это тут же сделало его гораздо моложе».
Интересно, какую работу актер проводит над собой по системе Станиславского?
За это сообщение автора Sam поблагодарил: Рычаг |
|
|