Человек - странное существо. Если он забывает принять ответственность, или, этот момент его в принципе не волнует:
- То, если в итоге для него все складывается благополучно - его все устраивает: он благодарит судьбу, бога, удачу, самого себя, близких оказавших ему поддержку и т.д. При этом, он может чувствовать себя счастливым, радостным. Такие чувства, можно назвать безответственными.
- Но, если обстоятельсва складываются не так, как хотелось; если оказывается, что для достижения цели, не хватает энергии, ресурсов, денег и т.д. - человек, может начать злиться, всячески отстраняться от цели к которой шел, обвинять других (людей, обстоятельства, вещи) в том что ввели его в заблуждение, и "злыми манипуляциями" затащили к необходимости достижения той или иной цели. Можно сказать, что момент принятия ответственности был упущен, и все последующее время человек двигался неосознанно, как бы, отталкиваясь от одной стенки к другой, чтобы не упасть.
- - -
Пример взятый из наблюдений по данному форуму. Если что-то написал не приняв за это ответственность, то даже самые невиные подкаты, вопросы по этому поводу, могут быть восприняты в штыки. Ключевой вопрос к окружающим при этом: "Я же не принимал за это ответственность, чего вы от меня хотите?"
Даже, если "прокатило", и никто не среагировал на это, нигативное влияние при этом все-таки есть т.к. идет самоутверждение "так делать можно - иногда ответственность можно не принимать."
- - -
Принятие ответственности является главным рычагом для предотвращения в зародыше проявлений ЧСВ, жалости, мелочных страхов, и многого другого. Однако, в данной статье я не буду писать о том, что "надо принимать ответственность за все и вся, и все у вас будет зашибись", потому что люди, которые сочли данную статью интересной для прочтения, наврядли смогут просто все перечеркнуть, чтобы сразу же начать принимать ответственность за все и вся в своей жизни: кто-то сказал бы - "ах, спасибо Алекс за открытие америки".
Поэтому, основная идея данной статьи звучит так:
"Прежде чем учиться принимать ответственность за все и вся, необходимо прежде всего, принять ответственность за утечки, которые способствуют сливу ответственности."
Ведь, это же логично - поковыряться в нестабильно работающей машине, прежде чем, разгоняться на ней на полную скорость!?
- - -
Если была принята ответственность за битву, то уже не до раздражения и всего такого - жизнь на кону. Можно сказать, что, если ответственность была принята в полной мере, то человек входит в настроение воина.
https://chugreev.ru/s-article/foundations-1.html#2_17Если же ответственность была принята не в полной мере, или, даже не бралась в расчет, это означает, что человек попал под чужое (-ие) настроение (-я).
Настроения бывают 3 типов:1. Ситуациативные настроения. В них можно попасть: опаздывая на встречу; застряв в лифте; когда девушка рвет с тобой отношения; когда тебя сбивает машина, тебе отрезают ногу и т.д.
Попадание под этот тип настроений, происходит при индульгировании о ситуации, что впоследствии способно вызвать: жалость, раздражение и прочие раззвездяйства проекцирующие важность на ситуацию.
Для попадания в этот тип настроений, человек должен быть в ситуации. Если индульгирование продолжается за пределами ситуации, то это уже 3 тип настроений.
Основной рычаг для работы над этим типом настроения, является таким же, как и при 3-м типе настроения (см. ниже).
2. Настроения других людей. Главное условие для попадания под этот тип настроений - вовлеченность. Вовлеченность - это сигнал к тому, что у человека нет чего-то своего, способного закрыть утечку внимания: целей, принципов, мыслей, отношения. Наглядный пример - сплетни. Сплетни позволяют почувствовать себя лучше, чем ты есть на самом деле - так человек получает ложное чувство удовлетворенности. Принципы пути воина способны это перекрыть, принеся в жизнь настоящую удовлетвореность.
Если вовлеченность продолжает существовать в виде индульгирования о других людях, о контактах с ними, о обсуждаемых с ними темах - речь уже идет о 3-м типе настроения.
3. Ложные настроения - это настроения, вызываемые "внутренней" работой в себе. Эти настроения не зависят от ситуаций и других людей, или, зависят
косвенно.
Их основная черта - индульгирование.
Цитата из книги "Жизнь в свете смерти".
Цитата:
Однажды Будду спросили, чем отличается просветленный человек от непросветленного. И он ответил, что непросветленный человек подобен воину, который поражен двумя стрелами. Для моей ученицы первой стрелой была боль в суставах, а второй - последующая душевная смута. Первой стрелы, считал Будда, невозможно избежать. Боли и трудности являются частью нашего существования, также как и старение, болезнь, смерть.
Но второй стрелы избежать можно. Не стоит превращать физическое страдание в мучение. Пусть боль в суставах будет всего лишь болью в суставах. В чем проблема? Ведь боль не вечна, как и все остальное. Проснувшись, мы чувствуем боль. Эти ощущения нам неприятны. Но не более того.
В случае с затрагиваемым контекстом, первой стрелой являются возможности - возможности бабать свой мозг. Они повсюду.
Например, кошка нагадила на ковёр. Можно покричать на кошку, с чувством важности делаемого, подметая говно, выстирывая коврик, а потом рассказывать другим, что "Кошка такая-сякая, но что с неё взять. Не убивать же?" (Ведь это бы означало урезание себя в возможностях проявления ЧСВ. Зачем?).
А можно, отдать кошку в киоск быстрого питания, и поесть немножко шаурмы; убрать говно и простирать коврик, практикуя осознание смерти, благодаря кошке: "Вот она бегала, жрала, гадила, давала себя гладить - и вот её нет, смерть так непредсказуема. Возможно, завтра я пойду на шаурму... Да, пожалуй пойду на шаурму. Еще одну порцию ведь обещали, теста у них тогда не хватило."
Второй стрелой является индульгирование, наступающее после принятия возможности бабать свой мозг.
Проработка умений расслабляться и отходить от себя, является ключевым моментом, способным исключить целесообразность индульгирования. Об этом 4 принцип сталкинга.
https://chugreev.ru/7/principle4.htmlЦитата из книги "Жизнь в свете смерти".
Цитата:
Например, великий индийский учитель Шри Нисаргадатта Махарадж учил людей до преклонного возраста. Когда ему было восемьдесят лет, кто-то спросил его, что значит быть пожилым йогом. Он ответил: "Я просто смотрю, как приходит старость. Я наблюдаю, как день за днем сдает свои позиции моя память". И тут он расхохотался. Вероятно, он имел в виду, что есть нечто более важное, чем функционирующий мозг, - нечто, наблюдающее за его работой.
- - - - - - - - -
Таким образом можно сказать, что момент принятия ответственности упускается в силу подверженности чужим настроениям. Но, что происходит при этом, и как с этим работать?
При этом, игнорируется вопрос из 3 принципа сталкинга "быть или не быть?", решение которого раскладывается на следующие составляющие:
1) Оно мне надо?
2) Готов ли я?
3) Подходящее ли для этого время и ситуация?
4) К каким последствиям может привести это решение?
Подверженность чужим настроениям, как бы, представляет собой альтернативу сознательным ответам на эти вопросы. Особо четко это прослеживается при коммуникациях с родителями, с друзьями. Наверное у каждого было такое, что друг зовет гулять, и ты не задумываясь выходишь на улицу. Или, другу становится грустно, и тебе вроде как тоже. Мать плачет\ревет, обязательно, не включая мозг, проявляешь интерес. Что-то хотел интересное рассказать отцу, когда он вернется с работы, а он вернулся, грузный и тучный такой - это желание сразу же пропадает, и ты сам становишься таким же не заинтересованным.
Понять, что имело место попадание под чужое настроение, можно "поймав" свою подверженность чужим настроениям - ощущение, что ты растворяешься; как будто не ты управляешь телом, а какие-то сигналы управляют им. Это как, если бы ты попал в туман, и он полностью автоматизировал твои действия.
Чем эффективнее практикуется сталкинг, тем проще это ощущение "ловить" в себе. Это ощущение - сигнал к отступлению - 5 принцип сталкинга. Если оно имеет место, необходимо вернуться к 3 принципу сталкинга, и уже сознательно ответить на 4 вышеприведенных вопроса. Так закрывается упущенный момент ответственности. При отработке данной практики, соответственно, таких моментов становится меньше. Иными словами, качество принятия ответственности повышается.
Напоследок можно сказать, что:
Принятие ответственности - это выбор в пользу настроения воина.
Безответственность настроения - это, когда мы позволяем влиять на себя. Корень - страх перед ответственностью.
Обновляемую версию можно будет найти здесь
https://chugreev.ru/rc/node/102