Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Валерий Чугреев. Искусство стратегии и сталкинга. Карлос Кастанеда

Полезные книги > Секреты японской стратегии > Кавари: изменение


Кавари: изменение

Все обладает инерцией. Обладают ею и мысли. Если вы поймете эту инерцию, то сможете изменять свою стратегию до того, как противник успеет изменить направление.

Очень легко использовать физическую инерцию противника против него же самого. Чтобы это сделать, вы должны увеличить границы досягаемости и силу его атаки. Если вы заставите его быстро пройти значительное расстояние, то он разовьет большую инерцию. Вы можете принудить его к подобного рода атаке, приняв очень агрессивное положение. Он инстинктивно атакует с открытого маай, и поскольку будет осознавать, что слабая атака против вас не сработает, то атакует с максимальной силой.

Чтобы создать ментальную инерцию, позвольте своему противнику успешно провести какую-то стратегию. Чем дольше будет срабатывать его стратегия, тем больше он будет склонен ее использовать. Перемена в вашей стратегии в момент, когда противник находится в ловушке собственного успеха, будет гораздо более эффективна, чем попытка изменить ее после того, как несколько атак противника провалилось.

САНКАЙКАВАРИ НО ХЭЙХО

Иногда, фехтуя, вы можете атаковать несколько раз, но вам так и не удастся пробить сильную защиту противника. В таком случае необходимо использовать санкайкавари, "изменение гора-море".

В стратегии существуют маленькие изменения и большие. В этой хэйхо ваше изменение должно быть очень, очень большим. Разница между вашей старой стратегией и новой должна быть такой же большой, как разница между горой и морем.

Например, вы можете перейти от нападения к защите. Защита вашего противника слишком сильна, так оставьте ее в покое. Внезапно перейдите в защитную стойку и отступите на несколько шагов назад. Это может заманить вашего противника в атаку. И когда он вместо того, чтобы полностью сконцентрироваться на своей защите, будет занят погоней за вами, нападите снова. Теперь ваша атака встретит гораздо более слабую защиту.

Еще один способ применения санкайкавари - это радикально изменить цель и стиль атаки. Сделав серию длинных ударов, направленных в голову противника, неожиданно опуститесь на нижний уровень и атакуйте коротким колющим ударом в тело.

Предыдущие два примера иллюстрируют различие между ментальной и физической инерцией. В первом случае движение вашего противника вперед было использовано для того, чтобы уменьшить его способность к защите. Во второй ситуации он успешно оборонялся на верхнем уровне. Однажды установив определенный ритм, ему будет сложно ментально перейти в защитную позицию нижнего уровня.

Какое бы изменение вы ни выбрали, оно должно быть произведено очень быстро; постепенный переход позволит вашему противнику адаптироваться. Вы должны изменять стратегии так же быстро, как вы нажимаете на выключатель, моментально переходя от света к тьме.

Превосходные примеры этой стратегии можно увидеть в американском футболе. Нападающая команда делает серию длинных передач, чтобы рассеять защиту противника. Затем они переходят к атаке с короткими перепасовками и добиваются успеха. Обратный переход работает так же хорошо. Начав серией коротких пасов, атакующие сжимают защиту обороняющейся команды, и после этого переходят к длинным пасам. Ценность больших изменений четко видна в этих двух примерах. Переход от коротких перепасовок к длинным передачам сработает очень хорошо. Однако комбинация пасов через все поле и индивидуальных проходов не будет так эффективна - между этими стилями игры нет достаточно большого различия, и поэтому инерция соперника будет незначительной.

Чтобы быть готовым использовать эту стратегию, разделите все техники, которые вы знаете, по группам (деление производите на основе их сходства). Затем отработайте каждую из этих групп. Например, ученик каратэ может собрать вместе несколько техник ударов ногами из высокого положения. Затем он может взять несколько мощных пробивающих ударов руками, наносимых из очень низкой, крепкой стойки. А третья группа может состоять из быстрых и хлестких техник, выполняемых из подвижных стоек.

Обычно на соревновании по каратэ ваш противник первые свои движения посвящает изучению вашего стиля. Затем, после того как он увидит, как вы среагировали на несколько обманных движений, он полностью перейдет в атаку. Однако, используя множество различных стилей, вы можете сбить его с толку. Начните поединок в одном стиле - не используйте техники из какой-нибудь другой группы, каким бы сильным ни было искушение. Затем, когда почувствуете, что ваш противник определил для себя ваш стиль - он начнет вести себя более агрессивно, - сделайте радикальное изменение. Теперь у него должно создаться впечатление, что он сражается с совершенно другим человеком. Даже ваша личность должна стать другой.

В результате таких изменений он будет вынужден обуздать свою агрессивность и начать все с начала, двигаясь осторожно и делая ложные выпады, чтобы посмотреть, как вы будете реагировать теперь. Если вы будете продолжать в том же духе, то ему всегда придется оставаться в защите, в то время как вы будете постоянно атаковать. Если определенный стиль окажется эффективным, продолжайте его использовать. Но как только ваш противник начнет успешно защищаться от ваших атак, переключитесь на что-нибудь новое.

Эта стратегия работает лучше всего, когда искусство располагает широким разнообразием техник, из которого можно выбирать. Очевидно, что для каратэ эта стратегия естественна. Но даже в таком ограниченном в количестве техник искусстве, как бокс, ее можно использовать вполне эффективно. Например, вы можете использовать левосторонний стиль, который характеризуется длинными джэбами и подвижностью. Чтобы дополнить эту группу техник, научитесь работать в правостороннем стиле, который полагается на мощные хуки в корпус. Начинайте раунд в одном стиле, а затем внезапно переходите к другому. В момент смятения, когда ваш противник пытается адаптироваться к вашим переменам, вы непременно добьетесь успеха.

Санкайкавари также очень эффективна в рекламе. Как производитель, вы можете основной упор делать на экономичность вашего продукта и конкурировать на равных с другими компаниями, предлагающими то же самое. Если вы внезапно в своей рекламе переключитесь на эксплуатационные качества вашего продукта, то у вас не будет конкуренции до тех пор, пока другая компания не разработает новую рекламную кампанию. Если вашему конкуренту также придется в своих рекламных объявлениях делать упор на эксплуатационные качества продукта, то вы можете переключиться снова. Теперь вы можете рекламировать качество своего продукта. Во время каждой из ваших перемен конкурирующая компания будет попадать в ловушку собственной инертности - ей понадобится время, чтобы проанализировать ваши рекламные объявления, а затем ответить на них.

Лучшая контрмера против санкайкавари - это ответная санкайкавари; вы отвечаете на большие перемены в стратегии противника такими же большими переменами в своей стратегии. Старайтесь избегать такого рода ситуаций, потому что, используя определенную стратегию, противник демонстрирует свое знакомство с ней. Лучше всего, конечно, выбрать ту стратегию, с которой ваш противник не знаком. Но в данном случае клин вышибают клином. Когда ваш противник использует санкайкавари, не пытайтесь приспособиться к его новому стилю. Выберите другой путь. Рассмотрим в качестве примера предыдущую ситуацию: когда ваш конкурент переключает внимание в своей рекламе с экономичности продукта на его эксплуатационные качества, вы должны переключиться, к примеру, на рекламу стиля своего продукта.

С армией используйте эту хэйхо, изменяя стиль ведения боя. Соберите воедино бронетехнику и пехоту и методично продвигайтесь от одного укрепленного пункта противника к другому, завязывая местные бои по мере продвижения. Через какое-то время враг начнет концентрировать свои силы вдоль линии вашего продвижения и его сопротивление значительно возрастет. Когда это произойдет, позвольте своей бронетехнике действовать как самостоятельной боевой единице, глубоко проникая на территорию врага и обходя его укрепленные пункты. Пока вражеские командиры будут пытаться адаптироваться к изменению вашей стратегии, атакуйте силами пехоты.

Ключ к использованию санкайкавари но хэйхо в том, чтобы сделать изменение стратегии как можно большим - чем больше изменение, тем больше смятение вашего противника. Переходить к другой стратегии нужно быстро и без предупреждения. Если вы моментально воспользуетесь преимуществами своего положения, то вам придется делать это только один раз. Если вам приходится прибегать к изменению стратегии несколько раз в течение одного сражения, то проблема, как правило, в том, что вы изменяете ее слишком медленно, давая своему противнику время адаптироваться к новой стратегии.

РЮТЁ НО ХЭЙХО

Рютё, "течь или отскакивать", - это вариант санкайкавари. К этой стратегии подходят те же правила, что и к "изменению гора-море".

В бою существует два основных метода объединения различных техник в одну комбинацию: одна техника может перетекать в другую, или вы можете отскакивать от одной техники к другой. Комбинации из искусства каратэ прекрасно иллюстрируют эту идею.

Если вы выполняете мавасигэри, горизонтальный, круговой удар ногой, и он проходит мимо цели, ваше кимэ остановит ногу. (После завершения любой техники вы на долю секунды напрягаете все свои мышцы, чтобы обеспечить максимальную передачу силы.) Секрет рюте заключается в силе кимэ.

Если в конце удара ногой вы очень сильно напряжете мышцы, то ваша стопа вернется в первоначальное положение. В этом случае будет естественным последовать за обратным движением стопы всем телом. Тогда очень легко после мавасигэри нанести джэб противоположной рукой - вы наносите удар правой ногой, и когда эта нога возвращается назад, наносите удар левой рукой. Это отскакивающий метод создания комбинаций. Возвратное движение первой техники дает начальное движение для второй.

Кавари: изменение

Для того чтобы создать текучую комбинацию, которая называется нагаси вадза, не используйте сильное кимэ. В предыдущем примере, если вы уменьшите кимэ в конце удара ногой, то ваша стопа замедлит движение, но не остановится. И пока она будет продолжать двигаться по своей первоначальной траектории, позвольте своему телу развернуться вместе с ней. Затем, после поворота, вы легко сможете продолжить свой первый удар ударом маваси усирогэри, удар ногой с разворотом назад. Заметьте, как естественно первая техника перетекает во вторую.

Эта процедура может использоваться для создания комбинаций техник во многих видах искусств. После того как вы отработаете их, применяйте их как санкайкавари.

Начав с текучих техник, вы определенным образом настраиваете своего противника. После того как он увидит несколько ваших комбинаций, он поймет ваш стиль и сможет предугадывать, откуда будет направлена следующая техника. Когда вы почувствуете, что он готовится к контрдействиям, переходите к отскакивающему методу. Ваша вторая техника должна достичь цели, поскольку она будет направлена с неожиданной стороны. Опять же, как в предыдущем примере, ваш противник ожидал, что за вашим ударом мавасигэри слева последует маваси усирогэри тоже слева. Однако вы резко отводите ногу после первого удара и атакуете левым джэбом. Когда он уклоняется вправо от неожиданного удара ногой, он просто натыкается на ваш удар рукой.

Командуя армией, используйте рютё, когда перед вами стоит целая серия задач. Начните разбираться с ними по очереди, останавливаясь после каждого сражения, чтобы перегруппироваться. Затем неожиданно одним махом захватите сразу две цели, ни на мгновение не останавливаясь после первого боя. Просто позвольте инерции ваших войск перенести их к следующей цели. Поскольку обороняющиеся войска будут ожидать короткой задержки, то вы разрушите их тайминг.

Рютё но хэйхо имеет множество вариантов, так что вы должны изучить ее внимательно. Это потребует детального технического анализа вашего искусства. Изучите каждую технику, концентрируя внимание на естественном возвратном движении. Варьируя это возвратное движение, вы легко сможете открыть для себя новые комбинации.

МАГИРИ НО ХЭЙХО

Когда вы вносите смятение в дух противника серией маленьких изменений, это называется магири. Часто и произвольно меняя стратегию, вы сбиваете с толку своего врага и достигаете преимущества. Эти изменения могут затрагивать технику, цель или тайминг.

Например, на соревновании по каратэ атакуйте сметающим движением ноги на нижнем уровне, а затем ударом руки на верхнем уровне и продолжите эту комбинацию пробивающим ударом на среднем уровне. Это очень распространенное применение магири. Атакуя множество целей множеством разнообразных техник, вы рассеиваете защиту противника в достаточной степени для того, чтобы пробить ее.

Предположим, что у вас и у вашего противника одинаковый уровень подготовки, как это обычно бывает на соревнованиях, в таком случае ваш противник способен блокировать так же быстро, как вы атакуете. Чтобы свести на нет эту способность, добавьте магири к своему таймингу. Вместо того чтобы атаковать в ритме I... 2... 3... 4... 5... 6, используйте произвольную схему нападения, такую как 1, 2, 3... 4... 5, 6. Если вы будете смешивать техники, цели и тайминг, то ваш противник не будет знать, что и когда от вас ожидать.

Вы также должны принять во внимание, что отсутствие схемы - это само по себе уже схема. Это означает, что если вы никогда не повторяетесь в выборе Цели и атакуете сначала на высоком, затем на низком уровне, то ваш противник будет готов к технике на среднем уровне. "Произвольно" не означает, что вы не можете что-то повторять; серия из трех одинаковых техник, направленных в одну цель, тоже может быть частью произвольной модели.

Также не попадайте в своеобразную ловушку, делая только наиболее логичные вещи. Иногда выбирайте второстепенные цели или используйте технику которая не является логическим продолжением предыдущей. Это запутает вашего противника.

Это нелогичное поведение очень важно, когда и вы, и ваш противник уже достаточно опытны. Опытный боец знает, что от новичка можно ожидать любой глупости и, сражаясь с ним, будет готов ко всему. Но он не будет ожидать от другого опытного бойца, что тот сделает какую-нибудь серьезную ошибку. В таком случае даже плохая техника может застать его врасплох. В додзё часто рассказывают удивительную историю, которая иллюстрирует то, как это может сработать.

Однажды глава додзё тренировался с одним из своих старших учеников. Они фехтовали в течение нескольких минут, когда вдруг сэнсэй неудачно сделал разворот, подвернул ногу и камнем рухнул на пол. Ученик одним махом отступил на двадцать футов назад и принял напряженную защитную стойку.

Сэнсэй посмотрел на него снизу вверх и спросил: "Со мной все в порядке, но что ты делаешь там так далеко отсюда?"

Ученик нервно ответил: "Сэнсэй, я никогда не видел, чтобы вы делали такие движения. Я не понял, что это было, но совершенно не хотел проверять это на себе".

Смысл этой истории в том, что, сделав нечто совершенно неожиданное, сэнсэй разрушил стратегию нападения своего ученика. В этом случае, из-за случайного падения сэнсэя, ученик не смог довести атаку до конца. Однако идея абсолютно ясна: ошибка может заставить противника раскрыться лучше, чем хорошая техника. Заметьте: благодаря своей значительности этот пример ближе к санкай, чем к магири.

Цель магири но хэйхо в том, чтобы внести разлад в защиту противника. После этого у вас есть все шансы добиться победы одной-единственной хорошо выполненной атакой. Это немного отличается от санкайкавари. В этой стратегии вы делаете одно большое изменение и немедленно используете преимущество, которое оно вам дает. С другой стороны, магири выполняется непрерывно. Ее цель не в моментальном замешательстве, а в полном ослаблении.

Важно использовать магири в агрессивной манере, поскольку для того, чтобы оно возымело действие, требуется некоторое время. Эта задержка может позволить вам начать думать о собственном выживании. И тогда, если вы впадете в негативное настроение, ваши техники станут очень сла6ыми. Чтобы избежать этой тенденции, всегда атакуйте. Преследуйте своего противника градом техник, не давайте ему отдохнуть. Это вызовет у него максимальное замешательство.

Магири - это фундаментальная концепция ведения партизанской войны. Отказываясь участвовать в позиционной войне и постоянно совершая диверсионные нападения на врага с разных сторон, вы постепенно ослабляете его. Если деиствовать в таком духе, то относительно небольшое подразделение может одолеть большую армию.

Когда некоторые полувоенные группы вступают в партизанскую войну, то совершают ошибку, начиная следовать определенной схеме ведения 6оевых действий. И даже если они атакуют различные цели с произвольными интервалами, но не используют различные техники, то их могут уничтожить. Но большинство групп избегает этой ловушки, варьируя как стиль, так и силу своих атак. Например, когда вы используете отряд коммандос, вы должны варьировать силу диверсионного отряда от одного человека до батальона. Если вы постоянно атакуете силой отделения, то вражескому командованию для защиты нужно будет лишь разбить свои войска на взводы. Однако если вы каждый раз используете разную силу, то оно не будет знать, чего от вас ожидать. Это заставит его концентрировать свои силы, и одновременно пытаться контролировать большую область, что невозможно.

До недавнего времени никакой практически применимой контртехники для борьбы с партизанами, использующими магири, не существовало. Теперь же современные средства связи и транспортировки позволяют реагировать почти мгновенно. Оснащенная должным образом армия может полностью уничтожить партизанское сопротивление.

Обороняющаяся армия разбивается на отделения, и каждое отделение оснащается вертолетом с интегрированным компьютером-рацией. Затем отделения расставляются сеткой. Компьютер-рация запрограммирован таким образом, чтобы можно было передавать информацию о местонахождении врага и его силе одним нажатием кнопки. Генерал получает эту информацию и, опять же нажатием кнопки, передает приказ об атаке нужного уровня. После получения приказа, компьютер декодирует его и высвечивает на экране информацию о курсе к цели. Компьютер также рассылает команды к атаке раз-личным подразделениям, так чтобы ни один район не оказался без зашиты -это с учетом возможности того, что вражеское передвижение может быть ложным.

Когда применяется система сеточного рассредоточения войск, каждое подразделение должно быть полностью мобильным. Эта система не будет работать, если только какой-то одной части войск отведена роль ударной команды, а остальные войска остаются в окопах. Частичное рассредоточение приведет к тому, что отдельные области окажутся недостаточно защищенными, что допустит образование значительных вражеских формирований в этом месте. Полностью рассредоточив свою армию, командующий может это предотвратить. Он также может одной-единственной командой сконцентрировать желаемое количество своих сил, от отделения до целой армии, в одной точке.

Такая система ведения боя позволяет современной армии с максимальным эффектом использовать свое величайшее достояние - современную технологию - против маленьких и мобильных отрядов врага. Все, что требуется сверх стандартного снаряжения, так это карманного размера компьютер, интегрированный с командирской рацией каждого подразделения. Максимальное расстояние между подразделениями в сетке определяется временем реагирования: временем, необходимым вертолету для того, чтобы доставить десант к потенциальной цели.

Конфликт между отдельными людьми протекает точно так же, как и между армиями. Чтобы защитить себя от противника, который использует магири, вы тоже можете использовать систему обороны сеточного рассредоточения. Это означает, что необходимо принять абсолютно сбалансированную защитную стойку. Не поддавайтесь искушению сфокусировать свое внимание на какой-то отдельной области. Секрет в том, чтобы не смотреть на своего противника; всегда смотрите сквозь него вдаль. Это позволит вам успешно противодействовать его атакам и сохранять при этом спокойствие духа. Только когда вы позволите себе размышлять над тем, что делает ваш противник, и лично начнете принимать в этом участие, вас можно будет привести в замешательство.

Для того чтобы использовать магири в бизнесе, вы должны помнить аксиому: компания может конкурировать в трех возможных областях: цена, качество или обслуживание. Вы можете выбрать любые две из них, но вы не сможете одновременно управляться со всеми тремя. Применить магири означает, что вы должны выбрать только одну область вместо двух. В таком случае ваша компания в выбранной вами области будет гораздо лучше, чем ваш конкурент, пытающийся сделать две вещи одновременно. Это в свою очередь заставит вашего конкурента сфокусировать больше внимания на данной области. Но вы постоянно меняетесь. В течение недели вы рекламируете более низкие цены, затем в течение месяца вы делаете упор на лучшем обслуживании. После этого вы возвращаетесь к своим первоначальным рекламным объявлениям и начинаете подчеркивать качество вашего продукта. В результате ваш конку рент будет вынужден пытаться противостоять вам во всех трех областях одновременно, что просто невозможно.

Магири но хэйхо - это стратегия постоянных изменений. Вы сражаетесь быстро и медленно, жестко и мягко, просто и сложно. Ваши цели и техники изменяются каждую секунду. Даже ваша личность изменяется. Иногда вы очень агрессивны, а иногда, по совершенно непонятной причине, вы переходите в защиту. Вы становитесь произвольной серией логичных и алогичных событий, всегда подвижной и непредсказуемой.

Ваш противник вынужден пытаться справиться со всем этим. У него нет ни времени, чтобы передохнуть, ни возможности использовать соответствующую стратегию. Это просто сводит его с ума.

И хотя магири но хэйхо - это древняя стратегия, ее наиболее выдающимся мастером был Миямото Мусаси. Он использовал бесчисленное множество вариантов этой хэйхо, чтобы победить во многих из шестидесяти своих поединков. Он особенно искусно использовал изменения во времени реагирования, чем сбивал с толку и приводил в полное замешательство своих противников.

ХАНАСИ НО ХЭЙХО

Ханаси, "отпускание", означает, что когда одна стратегия не сработала, вы оставляете ее и пробуете что-нибудь другое.

И хотя может показаться, что только новички попадают в ловушку какого-то одного метода, на самом деле это не так. Прошлые успехи могут сделать стратегию настолько привлекательной, что даже опытный ученик может попасть в ее сети. Примеров тому бесчисленное множество.

Во время Второй мировой войны командиры боевых кораблей слишком медленно приспосабливались к современным методам ведения войны, что приводило к весьма плачевным результатам. Похоже, что понадобится так же много времени для того, чтобы убедить современных адмиралов, вскормленных на диете из успешных операций с использованием авианосцев, в ценности маленьких патрульных судов, вооруженных противокорабельными ракетами, Генералы могут иногда быть так же подвержены стратегическим предрассудкам, как и адмиралы. Многие из них на собственном опыте убедились в том, что вертолет, вооруженный противотанковыми ракетами, делает прошлую тактику использования бронетехники совершенно неприменимой.

Ханаси основывается на принципе дэюхо, несопротивление. Большинство людей не понимает этого. Они думают о самом известном применении ханаси - дзюдзюцу - только как о японской борьбе. И даже если они знают, что дзюдзюцу основано на несопротивлении, они не принимают во внимание тот факт, что это требует как физической, так и ментальной гибкости.

Один из методов развития ментальной гибкости описан в главе 3. Вы должны решительно следовать этому методу и любому другому подходящему для тренировки. Помните, ваша цель не в том, чтобы думать о разных вещах, а в том, чтобы думать о вещах по-разному. В качестве упражнения подумайте о разнице в системе ценностей и образе жизни руководящего работника из Нью-Йорка и фермера, живущего где-то на Юге. Вы должны научиться одинаково легко мыслить как любой из них. Только когда вы будете в состоянии мгновенно переключаться ментально, вы сможете использовать ханаси.

И хотя ханаси чаще всего относится к физическому аспекту, она также предусматривает, что вы должны быть в состоянии отказаться и от идеи. Вы должны научиться мыслить и действовать по любой нужной схеме, а не только так, как вам нравится. Миямото Мусаси выразил это лучше всего: "У мастера меча не должно быть любимого меча". Игрок должен знать, когда прекратить игру, а бизнесмен должен знать, когда закрывать компанию. И не важно, насколько хорошо шла карта в покере или насколько прибыльной была компания; когда приходит время для ханаси, человек должен оставить все и больше не оглядываться назад.

Часто замечаешь, что способность использовать эту стратегию уменьшается с возрастом. Старые армии и старые флоты имеют огромную тенденцию придерживаться устаревших техник только потому, что они всегда срабатывали в прошлом. Ярким примером тому может послужить тот малоизвестный факт, что во время Второй мировой войны многие европейские народы по-прежнему использовали кавалерию, в то время как немцы атаковали танками и самолетами. Даже Соединенные Штаты, сравнительно молодая страна, не были исключением. Если перейти из военной области в область бизнеса, то можно вспомнить, что первые компании, предложившие продажу в рассрочку и заказы товаров по почте, были сочтены безумными их более консервативными коллегами.

Поскольку тенденция к ментальной инерции увеличивается с возрастом и успехом, то ханаси - это одна из немногих стратегий, в которой новичок может добиться преимущества над старшим учеником. На счету новичка так мало побед, что он еще не успел выработать у себя предубеждений ни за, ни против различных техник ведения поединка.

Ханаси но хэйхо - это одна из наиболее сложных стратегий, поскольку привязанности и предубеждения обычного человека слишком глубоки. И хотя многие люди полагают, что они довольно гибки, на самом деле это бывает очень редко. В их духе всегда будет какое-то негибкое место, область идеалов, которыми они ни на йоту не могут поступиться. И если вы думаете, что к вам это не относится, то попробуйте приласкать тарантула с такой же любовью, с какой вы ласкаете кошку. Даже если ваше рациональное сознание говорит вам, что кошки нужно опасаться больше, чем паука, ваши старые фобии слишком глубоко укоренились в вас. И хотя это может показаться несколько гиперболизированным примером, на самом деле это не так. Например, стратегия айути, описанная в главе 18, требует, чтобы ваше отношение к смерти стало таким же, как к жизни.

Хороший пример ханаси можно увидеть в технике, известной как дзёдан хадзуси1. Чтобы познакомиться с ней поближе, примите стойку среднего уровня и позвольте своему партнеру по тренировкам крепко схватить вас за запястье. Если вы потянете руку на себя и попытаетесь высвободиться, то обнаружите, что это довольно сложно сделать. Чтобы использовать ханаси в этой ситуации, отбросьте идею об освобождении. Вы должны отказаться даже от идеи, что вас удерживают. Если вы сможете, совершенно игнорируя вашего партнера, просто поднять свой меч в положение дзёдан, то его рука соскользнет с вашего запястья.

Это упражнение - хороший пример того, насколько тесно взаимосвязаны ментальное и физическое отношение. При первой попытке высвободиться ваше тело оказалось в ловушке, поскольку в ловушке было ваше сознание. Попробуйте еще раз. Вы заметите, что как только ваш партнер хватает вас за запястье, ваше внимание сразу же притягивается к этому месту. И поскольку вы думаете о своем запястье, то даже если вы хотите освободиться, вы можете попытаться это сделать только какой-то частью своего духа. Но когда вы смещаете свои мысли с запястья к подниманию меча, вы можете освободиться без особых усилий.

Дзёдан хадзуси - это пример ситуации, в которой ваша инстинктивная реакция является не лучшим способом решения проблемы. Ваша естественная реакция на захват - попытаться высвободиться. Однако в этом случае вы оставляете свои естественные инстинкты и делаете что-то другое.

Когда вы фехтуете с опытным противником, то можете атаковать несколько раз подряд без какого-либо результата. Противник с легкостью будет уклоняться от ваших ударов. В таком случае оставьте это. Прекратите свои атаки и остановитесь. И когда ваш противник поднимет свой меч, чтобы нанести вам >дар, вы с легкостью сможете атаковать его, поскольку он будет думать не об уходе, а об атаке.

Когда на соревновании по дзюдо вы пытаетесь бросить своего соперника, а он слишком сильно сопротивляется, оставьте эту технику. Затем быстро раз-вернитесь и бросьте его в другую сторону. Он тянет в сторону, противоположную вашему первоначальному броску, так бросьте его в том направлении которое он так стремится.

Какой бы ни была ваша цель, помните, что к вершине горы ведет далеко не одна тропа. Если одна дорога блокирована, забудьте о ней и попробуйте пойти другим путем. И если вы не выпускаете из виду своей конечной цели, то вы победите.

Метод, который доказал свою эффективность не нужно бросать только потому, что он старый. Но не нужно и продолжать его использовать вопреки всему. Суть ханаси но хэпхо не в том, что вы должны пробовать что-то новое только потому, что оно новое; суть в том, что вы не должны постоянно придерживаться чего-то старого только потому, что вы с этим хорошо знакомы. Это очень тонкая грань - разница между эффективным и знакомым, и она требует очень внимательного изучения.

В бизнесе жесткая приверженность к старым, знакомыми методам будет стоить вам денег. В бою это может стоить вам жизни.

ХЭНКА НО ХЭЙХО

Хэнка - это варианты базовых техник. Конечно, существуют техники, которые можно выполнить только каким-то одним определенным образом, но они составляют скорее исключения, чем правило; большинство техник имеет сотни возможных вариантов.

В стратегических целях вы должны сконцентрировать свое внимание на изучении различных завершений базовых техник. Хэнка обычно преподается на среднем этапе тренированности, после того как ученик приобретет хорошую базу основных техник.

Чтобы применить хэнка но хэйхо в сражении, вы должны избегать повторения одних и тех же окончаний техники - каждый раз, используя определенную технику, завершайте ее по-разному. Это не позволит вашему противнику принять нужные контрмеры. Возьмем для примера простой маэгэри, удар ногой вперед в каратэ. Если у вас есть привычка после завершения техники возвращать бьющую ногу в первоначальное положение, измените ее. Один раз после маэгэри позвольте весу вашего тела сместиться и вынести вашу ногу вперед. В следующий раз, когда будете использовать эту технику, не ставьте стопу на пол вовсе. Просто нанесите еще один удар из того положения, в котором она находится.

Работая с мечом, клинок обычно возвращают назад вдоль лини удара. Варьируйте это, иногда проходя вперед и нанося удар с противоположной стороны. Еще одна возможность - это остановить меч на центральной линии и тут же нанести колющий удар.

Хэнка - это не основная стратегия, она редко приводит к мгновенной победе. Однако, поскольку ваш противник вынужден ждать окончания вашей техники, чтобы посмотреть, где вы окажетесь, то вам часто будет представляться возможность выполнить вторую атаку прежде, чем он сможет предпринять какие-то контрдействия. Вдобавок к этому преимуществу ваш противник будет вынужден каждый раз придумывать новые контратаки для каждой вашей техники. Ни одна защитная стратегия больше не будет работать, потому что вы используете слишком много вариантов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Это одна из дайто-рю айки инъёхо вадза.

Фредрик Дж. Ловрет, "Секреты японской стратегии"



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Сайт: (не обязательно)

Введите символы: *
captcha
Обновить

Copyright © 2007-2019   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   http://chugreev.ru   vchugreev.ru