Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Валерий Чугреев. Искусство стратегии и сталкинга. Карлос Кастанеда

Полезные книги > Секреты японской стратегии > Кэйкаку: Планирование


Кэйкаку: Планирование

Сражение - дело инстинкта; человек, размышляющий по ходу сражения, умирает. Однако это не означает, что в искусстве войны нет места анализу. Бывают случаи, когда перед боем есть время подумать. Ключевое слово здесь - перед. Это время планировать.

Если время позволяет, вы должны внимательно изучить как врага, так и местность. Затем вы сможете сделать логический выбор нескольких стратегий, которые могут оказаться подходящими в предстоящем сражении. Вы никогда не должны привязываться к какой-то одной стратегии, поскольку сражение редко разворачивается в соответствии с планом. Лучше всего выбрать несколько хэйхо различного стиля. И тогда, если ситуация потребует одной из них, вы моментально примените ее.

Выбирайте различные стратегии без желания их использовать. Просто спокойно просмотрите их в своем сознании. Когда вы будете это делать, ваше тело будет инстинктивно напрягать соответствующие мышцы, готовясь к действию. Преимущество такого просмотра может быть незначительным, но оно также может составить разницу между победой и поражением.

Мгновения перед битвой очень тонкие по содержанию, и если вы не будете внимательны в это время, то можете проиграть сражение еще до того, как оно начнется. Абсолютно необходимо, чтобы вы каждую секунду использовали теорию ин-ё. Рассматривайте врага, себя и ситуацию как единое космическое событие. Если вы позволите дуальности пробраться внутрь, то ваш дух ослабеет. И если это произойдет, то вы начнете думать больше о спасении себя, а не об уничтожении противника.

Используя теорию ин-ё, вы не осознаете себя как индивидуальность. Ваш вpaг становится продолжением вашей техники, а поле боя сценой, а не местом опасности. Когда вы видите лицо противника, представляйте себе его прижатым к вашему кулаку. Когда видите его тело, сформируйте мысленный образ этого тела, пронзенного вашим мечом. Изучая поле битвы, представьте его продолжением ступней наших ног - когда вы переставляете ноги, ваше тело остается неподвижным, а земля движется. Выбирайте ту стратегию, которая объединит все эти элементы в единое целое.

Если мыслить подобным образом, то битва перестает быть чем-то ужасным Вместо того чтобы бояться ее, вы охотно ее ожидаете. Как можно бояться, если вас вообще там нет?

ДАЙСЁ НО ХЭЙХО

Дайсё, "большое и маленькое", - это простое название очень важного принципа сражения. У него есть два значения. В узком смысле он означает, что вы не должны использовать техники короткого меча в ситуации длинного меча (и наоборот). В широком смысле он означает, что вы никогда не должны чрезмерно беспокоиться о мелких событиях.

До Реставрации Мэйдзи1 самураи носили два меча. Как уже объяснялось раньше, длинный меч, катана, был основным видом оружия и носился только вне помещения. Короткий меч, известный как вакидзаси, был предназначен для ближнего боя и оставался за поясом постоянно2. Сочетание этих двух видов оружия называлось дайсё.

Между техниками, предназначенными для каждого из этих двух мечей, существует большая разница. Из-за большого веса, с катана обращаются в широкой, открытой манере, держа его обеими руками. (Для катана существует всего несколько техник, которые предусматривают хват одной рукой, да и то они не пользуются большой популярностью, так как удар одной рукой получается недостаточно точным.) Вакидзаси, лезвие которого имеет от двенадцати до двадцати дюймов в длину, достаточно легкий; им можно без труда работать одной рукой, и техники, связанные с ним, используют это. Физические различия между длинным и коротким мечами являются причиной философских различий между стратегиями, их использующими. Стратегии для катана ассоциируются с сильным и агрессивным духом. И наоборот, техники маленького меча формируют защитный дух. Поэтому многие инструктора запрещают своим ученикам использовать техники короткого меча первые десять или двадцать лет.

Стратегически, вы используете длинный меч для больших ситуаций и короткий меч для маленьких ситуаций. Большие ситуации представляют собой конфликт, в котором вашей жизни угрожает опасность - поэтому вы мыслите очень широко и вашей целью является полное уничтожение противника. В более мелких ситуациях, таких как, например, столкновение с пьяным на вечеринке, вы мыслите менее масштабно - в таком случае ситуация не стоит того, чтобы уничтожать своего противника.

Это может показаться настолько явным, что вряд ли требует объяснения. Вы можете даже удивиться, почему для чего-то настолько очевидного существует официальная стратегия. В конце концов, всем известно, что не следует убивать своего гостя только за то, что тот несколько перебрал. Ошибаетесь! Каждое сознание знает об этом; но вы не можете этого сказать о теле. Тело не-бойца - это всего лишь тело; тело воина - это точно настроенная машина. Это оружие - взведенное, заряженное и снятое с предохранителя - и ему все равно, какой человек спустит его курок. Пистолет не стреляет маленькими пулями по маленьким противникам и большими пулями по большим врагам; он стреляет одними и теми же пулями во всех. Это основная проблема действующих армий. Солдаты, пробывшие на линии фронта достаточно долго и успевшие привыкнуть к реалиям сражений, нуждаются в определенном адаптационном периоде перед их возвращением назад в общество.

Дайсё но хэйхо - это способ брать такие ситуации под контроль. Если солдат будет мыслить мелко, то он сможет ограничить свои автоматические рефлексы. Конечно, это замедляет его ответную реакцию на значительные ситуации, но это также ограничивает его реакцию на обычные незначительные ситуации. Сознательным актом воли он надевает на свой дух смирительную рубашку, чтобы жить по законам общества. Он становится убийцей, который не убивает.

В философском смысле, дайсё означает, что вы не должны путать эти две ситуации: вы должны понимать разницу между мелкими неприятностями и большой битвой. Это также означает, что вы никогда не должны чрезмерно вовлекаться в мелкие неприятности. Незначительные события никогда не должны занимать больше одного процента вашего внимания. В противном случае вы просто не заметите развития серьезной ситуации.

Человека с минимальным боевым опытом очень просто победить при помощи этой стратегии. Если вы быстро хлопнете его по носу, так чтобы только потекла кровь, то это захватит все его внимание. Это не будет смертельно опасной травмой, но она отвлечет его внимание настолько, что вы сможете делать с ним все, что посчитаете необходимым. В этом основная разница между бойцом и гражданским человеком: порань гражданского, и он испугается; порань бойца, и он станет беспощадным.

Вы также можете использовать дайсё в манере уцуракаси но хэйхо, контролируя поведение вашего противника. Водите кончиком меча в произвольной манере. Делайте это легко и быстро. Это движение заставит сознание вашего противника перейти в такое же состояние: он начнет передвигаться маленькими, быстрыми шагами, перестанет мыслить широко и начнет использован техники короткого меча. Это сделает его уязвимым для мощной атаки.

Компании различных отраслей бизнеса часто становятся жертвами этой хэйхо. Цель бизнеса - бизнес, получение прибыли. Все виды деятельности компании можно измерить этим стандартом. Связь с клиентами, отношения с персоналом и общественностью должны оказывать позитивное (измеримое количественно) воздействие на компанию. Любая, не приносящая прибыли (немедленной или долгосрочной) деятельность должна уступить место той деятельности, которая ее приносит. Сила и процветание компании должны преобладать над всем остальным. Любая компания, полностью поглощенная решением незначительных проблем, обречена на провал. Она может быть популярной, но она не будет жить долго. Из-за постоянного внимания к короткому мечу длинный меч ржавеет в ножнах.

Армия тоже может стать жертвой мелкого мышления. После высадки десанта и создания плацдарма она может потратить так много времени на консолидацию своих позиций, что у противника будет достаточно времени прийти в себя от шока вторжения. Если армия будет излишне консервативной, то она может вырыть себе такую глубокую лисью нору, что не сможет из нее выбраться. Армия должна всегда различать время для дай и время для сё. Основное назначение любой военной силы заключается в том, чтобы уничтожать врага. И во время войны каждая минута, потраченная не на решение этой задачи, потрачена впустую. Как только прозвучит сигнал к атаке, единственное правильное направление - вперед. Задержка в продвижении вперед должна рассматриваться как техника короткого меча в ситуации длинного меча.

И хотя большие стратегии более предпочтительны для духовного развития, иногда могут возникнуть ситуации, когда вы предпочтете использовать короткий меч. Например, если вы будете вынуждены сражаться с более сильным противником. Отбросьте свой длинный меч и отойдите в ограниченное пространство (группа деревьев или маленькая комната). Тогда стратегиям длинного меча вашего противника будет мешать окружающая обстановка, что даст вам преимущество.

На соревновании по каратэ, когда вы сталкиваетесь с сильным противником, старайтесь завести его в угол. Это ограничит его движения, сократит эффективность его широких техник и позволит вам лучше использовать свою скорость и мобильность.

Чтобы использовать дайсё но хэйхо в любой ситуации, просто позвольте своему духу занять все свободное пространство. Это может быть как физическим пространством (комната), так и философским (война). Если в результате ваш дух окажется большим, вы автоматически выберете большие стратегии.

Если ваш дух окажется маленьким, то вы инстинктивно будете использовать маленькие техники. В любом случае вы будете четко соответствовать ситуации.

ТАТЭКИ НО ХЭЙХО

Татэки означает "много врагов". Когда вы имеете дело с несколькими противниками, то ваше основное внимание должно быть уделено порядку сражения. Вы не должны сразу атаковать ближайшего противника. В такой ситуации вы должны работать над позицией как в бильярде: иногда сначала нужно будет атаковать самого дальнего противника, иногда использовать сложную стратегию, чтобы занять более выгодную позицию.

Есть поговорка: интеллект толпы равен интеллекту самого глупого ее члена, поделенному на количество людей в этой толпе. Это может звучать как шутка, но тем не менее очень близко к правде. Чтобы сплотить отдельных людей в хорошо скоординированную боевую единицу, требуется длительная и напряженная тренировка. Если группа не прошла такой тренировки, то ее может победить один человек. Члены нетренированной группы обычно путаются друг у друга под ногами - один из них обязательно окажется на линии атаки своего партнера.

Для обороны вы используете татэки, - направляете атакующих друг в друга так, чтобы они начали сталкиваться. Затем, когда група окончательно запутается, относитесь к ней так, как будто это один большой неуклюжий человек. Существует два стандартных метода как это сделать: метод "с-конца-вокруг" и метод "через-цетр".

Метод "с-конца-вокруг" - обычно вариант ирими но хэйхо - задействует широкое фланговое движение. Вы снаружи атакуете последнего человека в линии врагов и сталкиваете его со следующим. Продолжайте делать это до тех пор, пока не столкнете всех их в одну большую кучу.

Метод "через-центр" является более опасным и обычно его используют против многочисленных групп. Пробегите на полной скорости сквозь линию атаки. Выполняя это, наносите удары направо и налево во все, что попадается на пути. Не останавливайтесь! Если вы замедлите движение, то вашим врагам будет очень легко окружить вас. Повторив такую пробежку через толпу врагов несколько раз, вы сможете разрушить их сплоченность.

Когда используете один из этих методов, старайтесь вывести из строя сначала самого сильного из противников. Вам рано или поздно все равно придется с ним драться, поэтому лучше покончить с ним, пока вы еще свежи. Это окажет пагубное воздействие на остальную группу. Когда они увидят, что самый сильный из них повержен, это ослабит их боевой дух.

Умственные способности отдельного человека зависят от уровня коммуникации между различными частями его мозга. В армии эти способности определяются связью между боевыми единицами. Уничтожить эту связь - это все равно что разорвать нервы человека.

Армия может быть большой и внушительной, но с поврежденной связью она не способна на быстрые и согласованные действия. Командующий должен заблаговременно принять все возможные меры к тому, чтобы исключить возможность возникновения такой ситуации. Он должен убедиться в том, что его линии коммуникации хорошо укреплены и проложены достаточно глубоко. После этого он должен отработать самый худший сценарий с полной потерей связи. Он должен сделать так, чтобы его командиры на местах располагали полным набором планов действий на любой непредвиденный случай. Используя эти планы, войска на передовой смогут продолжать действовать до тех пор, пока коммуникационная система не будет восстановлена.

Например, когда армия продвигается вперед, должен существовать приказ-инструкция, определяющий скорость продвижения. И тогда при потере связи ни одна часть не уйдет слишком далеко вперед, оказавшись отрезанной от остальных частей, и не отстанет, образовав разрыв в линии фронта.

Современный военно-морской флот - мастер стратегии татэки. Он имеет огромный опыт индивидуальных действий и разработал определенную командную структуру. Корабль действует сначала по военно-морскому уставу, затем по конкретному боевому приказу. Эта структура уровень за уровнем опускается все ниже вплоть до капитанской книги ночных приказов, в которой капитан рассказывает своим офицерам, что им делать, пока он спит. С такой командной структурой корабль, даже если и не выполняет в точности то, что хотел бы адмирал, все равно придерживается общей стратегии.

Уровнево-командный порядок в военно-морском флоте - это лучший способ разбить противника, который пытается применить татэки но хэйхо. В такой ситуации связь - самое важное. Каждый член вашего подразделения должен иметь четкий план действий и вступить в битву с определенной стратегией3. Если эта стратегия не работает, он должен немедленно применить более общую стратегию. Если она тоже проваливается, он должен использовать еще более общую стратегию. Поступая таким образом, подразделение может продолжать действовать как единое целое без внешних указаний. Если оно продержится достаточно долго, то сможет победить, несмотря на незначительные промахи.

Современная связь одновременно и благо, и угроза для командной стратегии. Используя возможности современной радиосвязи, командир может говорить со стрелком на другом конце Земли. Это дает стратегическую мобильность, предоставляет возможность быстро менять приказы, но это также делает войска на поле боя полностью зависимыми от центрального командования. Если довести это до крайности, то современную армию сможет иммобилизовать выход из строя десятицентовой детали.

Командир подразделения старается избежать такой сверхзависимости, разрабатывая различные упражнения на развитие самоуправления и инициативы. Он учит своих подчиненных тому, что они всегда должны достигать своей цели. Если они не могут сделать это под его персональным командованием, то они должны сделать это любым другим доступным им способом.

Стратег, управляющий действиями группы, делает связь своей первейшей заботой, чтобы противодействовать татэки но хэйхо. Стратег, который хочет использовать татэки, также должен сделать связь приоритетом номер один, но в обратном смысле. Его усилия должны быть направлены на выведение из строя вражеской связи. Классический способ - застрелить офицера. Но каким бы способом стратег ни пользовался, он превращает хорошо тренированный вражеский отряд в толпу неорганизованных людей.

СИДАЙ НО ХЭЙХО

Сидай - это обстоятельства сражения. Эта стратегия в первую очередь относится к выбору и использованию поля боя. Способность выбирать наилучшее место и время для сражения всегда была признаком гениальности военачальника. То же самое относится и к индивидуальному поединку.

Выбор правильного места не принесет вам никакой пользы, если вы не собираетесь его использовать - в военное время сильную точку можно обойти, если она не представляет собой активной угрозы. (Это часто имело место на тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны.) У вас должна быть правильная позиция для начала атаки. Но как только вы начнете свою атаку, будьте готовы оставить свою удобную позицию и следовать туда, куда вас занесет ход боя.

Местность влияет на тактику. Изучив место битвы, вы можете разрушить стратегию своего врага - вы "убираете тень", скрывающую его намерения, изучая местность. Когда вы это делаете, вы должны принимать во внимание уровень своего противника. Опытный стратег будет выбирать местность, отвечающую его тактике. А неопытный может не учитывать этого. В таком случае изучение местности может заставить вас сделать ложные предположения.

Когда вы выбираете стратегию, не пытайтесь побить боксера или побороть борца. Если он хорошо двигается, выберите неровную местность, чтобы свести на нет эту его способность. Если он очень силен, сражайтесь на открытой местности, чтобы вы могли уклоняться от его атак. Всегда старайтесь выбором места поставить врага в проигрышное положение.

Вы также должны быть готовыми к возможности изменения местности в свою пользу. Таким простым действием, как опрокидывание стула в сторону противника, вы можете значительно ограничить его подвижность. Теперь он больше не может свободно пойти вперед - и вы вместо того, чтобы гадать, куда он пойдет - вправо или влево, будете точно знать, с какой стороны ждать атаки. Армия делает то же самое, устанавливая минные поля.

Когда вы изменяете местность, не пытайтесь блокировать своего противника. Старайтесь просто контролировать его. Эту ошибку часто допускают армии, когда устанавливают минные поля. Если вы полностью окружите минными полями свои позиции, то вы, конечно, можете чувствовать себя в безопасности, но это будет ложная безопасность. Когда в конце концов противник пойдет в атаку, он подготовит контрмеры против ваших минных полей, и вы не будете знать предполагаемой линии его атаки. Но если вы установите минные поля в четко определенных зонах, вы подвергнете своего противника большому искушению атаковать через одну из брешей. А знание того, откуда он будет наступать, даст вам большое преимущество.

Если вас застали в неблагоприятной позиции, постарайтесь улучшить ее до столкновения с противником. Если вы находитесь ниже по склону холма, бегите вокруг него, перпендикулярно склону. (Если вы используете меч, то бежать лучше вправо.) Оторвавшись от своего противника, резко поверните вверх, поднимитесь на один уровень с ним и немедленно атакуйте. Если вы находитесь выше по склону, двигайтесь влево и атакуйте из низкой позиции по диагонали к склону. Если ваш враг занимает сильную оборонительную позицию, выманите его из нее при помощи суйгэцу но хэйхо. Когда он атакует, оставляйте ему путь к отступлению4. Когда противник загнан в угол и у нею нет никакой надежды спастись, он становится очень опасным. Если вы оставляете ему путь к бегству, то противник будет думать: "Если сражение станет слишком яростным, я всегда смогу отступить". Это ослабит его дух.

Выбирая место, выбирайте также и время сражения. Когда атакуете с запада на восток, делайте это после полудня. Двигаясь с востока на запад, атакуйте на рассвете. Человек слабее всего после долгого перехода, плотной еды и пробуждения от глубокого сна. Поэтому худшее время для атаки - перед ленчем.

Как видите, в сидай но хэйхо задействовано множество различных факторов. И опытный стратег, рассматривая это бесконечное множество факторов, пытается изменить каждый из них в свою пользу. Преимущество какого-либо одного фактора, как правило, очень незначительное, но суммарное преимущество всех факторов может быть огромным.

Сидай можно использовать удивительно легко. Большинство людей сражается только тогда, когда они вынуждены это делать. То же самое относится и к большинству армий. Это обстоятельство позволит вам получить достаточное количество времени для маневрирования непосредственно перед столкновением. Но это нужно делать с особой осторожностью. Откладывание боя создает неблагоприятное состояние сознания. Если вы откладываете столкновение, чтобы маневрировать, то вы можете начать искать другие причины для промедления, и ваш дух станет слишком оборонительным. Помните: ударить мощно - хорошо, но ударить первым - лучше.

КАЙМОН НО ХЭЙХО

Когда вы вынуждены сражаться с противником, занимающим сильную оборонительную позицию, то финальная часть вашего планирования - это выбор стратегии, которая заставит его "открыть ворота". И хотя большая сила, конечно, может разбить стены крепости, это не лучшая стратегия. Гораздо лучше заставить противника открыть ворота вашей атаке. Каймон - это стратегия, которая используется для достижения этой цели.

Если во время соревнования по каратэ вы будете правильно атаковать своего противника, то сможете заставить его открыть линию атаки для вашей техники. Вы достигаете этого тем, что прокладываете линию своей атаки через его защиту, а не в обход. Это означает, что вы выбираете в качестве цели точку, находящуюся за рукой противника, и он будет вынужден сначала убрать руку, а затем вернуть ее, чтобы выполнить блок. Если вы безупречно рассчитали время, то ваш удар достигнет цели до того, как он выполнит вторую часть своего движения. Фактически, он сам открылся вашему удару из-за своего инстинктивного стремления блокировать все атаки.

На соревновании по дзюдо, если противник находится в очень крепкой стойке, вы перед броском обычно используете кудзуси, чтобы разрушить его равновесие. Однако вы можете использовать каймой вместо кудзуси. Атакуйте подсечкой ближайшую ногу противника. Когда он поднимет ее, чтобы избежать вашей подсечки, он поломает свою собственную стойку, и вы сможете подсечь его вторую ногу.

С мечом использовать каймой очень просто. Поднимите свой клинок так, как будто собираетесь нанести удар противнику по голове. Когда он перейдет в позицию верхнего уровня, готовясь парировать вашу атаку, выполните мечом круговое движение, нанося ему удар снизу.

Каймон но хэйхо основано на инстинктивных реакциях противника, движениях, которые он плохо контролирует. Это следствие изучения ситуации. Вы изучаете своего противника и местность. Затем вы используете эту информацию для того, чтобы заставить противника разгромить самого себя.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Во время Реставрации Мэйдзи 1868 года сегун отказался от военного диктаторства и вернул власть императору. Япония приняла программу вестернизации. В рамках этой программы в 1876 году класс самураев был упразднен, а ношение мечей было запрещено законом. В истории это известно как хайторэй.

2. Некоторые западные писатели утверждали, что длинный меч служил для сражения, а короткий для сэппуку, ритуального самоубийства. Это неправильно. Да, иногда вакидзаси использовался для совершения сэппуку на поле боя и в экстремальных ситуациях, но обычно предпочтение отдавалось боевому ножу. Его носили в простых деревянных ножнах, а рукоять (сиросая) обычно оборачивалась белой бумагой.

3. Заметьте, что этот способ противоположен тому, как отдельный человек планирует сражение.

4. Это было впервые сказано Сун Цзы (500 до н. э.) в его книге "Искусство войны".

Фредрик Дж. Ловрет, "Секреты японской стратегии"



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Сайт: (не обязательно)

Введите символы: *
captcha
Обновить

Copyright © 2007-2019   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   http://chugreev.ru   vchugreev.ru