Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Валерий Чугреев. Искусство стратегии и сталкинга. Карлос Кастанеда

Сталкинг > Статьи о сталкинге > Задача нахождения промежуточных опорных точек


Задача нахождения промежуточных опорных точек

(дополнение к статье "Стереотипы восприятия и реагирования")

Даже если мы узнали (выследили) некоторый стереотип, то это совсем не означает, что в последствии мы сможем легко его отслеживать в реальном режиме времени и своевременно вносить коррективы в его работу.

Проблема заключается в том, что это всего лишь верхушка айсберга. Скорее всего, мы узнали лишь крайние его "точки" - состояния, события, а большая часть цепочки этого стереотипа так и скрыта в бессознательном. Проиллюстрирую эту мысль графически.


Промежуточные опорные точки


Допустим, что X - Y это некоторый стереотип, который мы отследили за собой. Ну, например, "обидел близкого человека - извинения, оправдания".

Оставим пока дискуссию по поводу социальной пользы данного поведения. Смысл ведь не в том, чтобы раз и навсегда изжить в себе какой-то стереотип, смысл в том, чтобы: 1) отслеживать его во всех случаях активизации; 2) по необходимости вносить коррективы в его работу, т.е. сознательно выбирать тип реагирования в зависимости от ситуации, задач и целей.

В нашем случае X - это обидел близкого человека, а Y - извинения, оправдания. Суть заключается в том, что помимо этих крайних точек, есть промежуточные, именно их нам нужно найти. Эти точки - психоэмоциональные состояния: мысли, чувства, эмоции, оценка происходящего, ожидания, а также поведенческие проявления: конкретные слова и действия, связанные с данным стереотипом. Это могут также быть мышечные реакции, напряжения и блоки. Нас интересует все то, что происходит между двумя крайними точками X и Y.

На этом рисунке условно выделено две области - осознаваемое и неосознаваемое. Реально четкой границы между ними нет. Есть определенная степень осознания тех или иных состояний. Что-то мы осознаем лучше, что-то хуже, что-то вообще не осознаем.

Уже сейчас можно прикинуть пару слабосознаваемых состояний - опорных точек, относящихся к исследуемому стереотипу.

Для меня А будет называться примерно так - "нарушил одну из своих нравственных норм и установок", между А и B - чувство вины, B - загладить вину.

Естественно, что помимо этих точек есть и другие - до сих пор неосознанные, но прямым образом участвующие в данной цепочке стереотипа. Возможно, эти точки связаны с ранними детскими установками и воспитанием. Очевидно, что часть из них связана с чувством своей важности. Вообще, изучая стереотипы, мы изучаем механизмы работы ЧСВ.

В общем, думаю, что ход рассуждений понятен. Эти точки нужно искать. Нужно исследовать составляющие данного стереотипа.

Напрашивается вполне закономерный вопрос: зачем? Разве не достаточно знать крайние точки?

Теоретически - да, практически - нет. У меня, например, пока внимание еще не настолько развито, чтобы отслеживать абсолютно все свои мысли и чувства, скорости внимания не всегда хватает, чтобы "зацепиться" за начало цепочки.

Своевременно понять, что я попал в одно из состояний - в данном случае "обидел близкого человека" - не всегда удается. Иногда это понимание приходит только тогда, когда стереотип уже сработал. Нахождение промежуточных точек (их знание) позволяет иметь больше "зацепок" для внимания.

Если даже я проскочил точку X, то есть вероятность, что я успею среагировать на точку A (осознать запуск стереотипа) и т.д. по цепочке. Именно в этом смысл и польза нахождения промежуточных опорных точек.

Каким образом можно искать эти самые опорные точки? Очень просто - намереваясь это делать :). Даже если замечен за собой какой-либо стереотип, не стоит успокаиваться и ставить галочку - "я это за собой знаю", есть смысл копать дальше. Что происходит "до", "между" и "после"? Может быть, найденное стереотипное поведение является небольшой составляющей частью какого-то другого стереотипа.

Естественно, что смысл такого поиска и исследования - не интеллектуальное удовлетворение от умозрительных построений, а навык самовыслеживания. И нет предела совершенству в развитии этого навыка :).

Валерий Чугреев, 15.10.2006


Алексей 29.09.2012 21:45
Обидеть можно простым словом, а можно и обижая не зацепить, Х- зависит от чувства собстенной важности ближнего человека.
Тогда А - не может быть моей нравственной точкой, так как А становиться подвижной и зависящей от Х(СВЧ)обиженного,а не моей нравственностью. В последствии В не существует (в принципе как и А)а Y- должен являться контролируемой глупостью к ближнему.
Это так?
Смысл стереотипа понятен.
Спасибо за объяснения, без Вас бы не разобрался!

[Ответить]
Вероника 23.10.2013 22:12
Алексей, я не знаю точно, что имел в виду автор, но мне кажется, что точка Х - это в любом случае отражение какого-то события в психике отслеживающего, а не объективное положение вещей. Другими словами, речь идёт о неприятном чувстве, испытываемом человеком, которому кажется, что он кого-то обидел. Тогда под А подразумевается что-то вроде более общего представления о такого рода чувстве.

[Ответить]

Оставить комментарий

Ваше имя:

Сайт: (не обязательно)

Введите символы: *
captcha
Обновить

Copyright © 2007-2017   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   http://chugreev.ru   vchugreev.ru