Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Стратегия > Принципы стратегии > Прочность каната достигается переплетением множества нитей:


Прочность каната достигается переплетением множества нитей

Легко сломать отдельный прутик или порвать нитку и очень сложно сломать веник или порвать канат. Данный принцип использует эту закономерность. Нужно так организовывать свои дела, чтобы сбои и неудачи в отдельных усилиях не влияли на общую картину. Наша стратегия должна быть подвешена на канате, а не на ниточке.

Реализуется это с помощью принципа диверсификации, который широко известен в виде поговорки «Не стоит класть все яйца в одну корзину».

Антипример:

Изделие для нефтяников

В разработку сложного изделия, длившуюся более двух лет, были вложены значительные ресурсы, собраны лучшие специалисты (кое-кого даже «завезли» из других городов, сняв им несколько квартир в Москве). Предполагалось, что основной заказчик, крупное предприятие нефтяной отрасли, закажет большой объем этих изделий, разработка окупится менее чем за год и начнет давать прибыль.

Но грянул мировой кризис, цены на нефть резко упали, некогда богатые нефтяники стали «считать копейки», ожидаемый большой заказ не состоялся…

Игорь Альтшулер, «Практика бизнеса» [15], стр. 146

А вот буквально о том же самом (только в контексте своего бизнеса) пишет другой автор:

Узкая специализация может оказаться опасной: чем больше вы специализируетесь на чем-то одном, тем больше вы зависите от ситуации в вашей узкой области. Расширив спектр подаваемой информации, вы сделаете гораздо больше денег в хорошие времена и сможете удержаться на плаву в плохие, когда одна из ваших информационных программ вдруг потерпит неудачу.

Эрни Зелински, "Успех без офисного рабства".

Еще несколько примеров:

Как показывает ситуация на московском рынке недвижимости (как, впрочем, и на американском тоже), резкий взлет цен может прекратиться практически в одночасье. НО не на всех рынках сразу. Поэтому, если инвестиции диверцифицированы, то ВСЕ они В ОДНО И ТОЖЕ ВРЕМЯ скорее всего не прогорят. (Конечно, если вы не будете похожи на моего одного знакомого, который в далеких 90х диверсифицировал все свои вложения в МММ, Хопер-инвест и Властилину).

Самая плохая цифра в бизнесе, это единица. Один способ рекламироваться. Один способ зарабатывать деньги. Один банк. Один крупный клиент. Один дистрибутор. Одна линейка продуктов.

Крупный клиент может свалить за один день. Но если их есть десяток-два – это будет совсем несмертельно. Медиа может быть продана конкурентам. Профильный журнал, который печатал рекламу много лет в один прекрасный день может отказать продолжать это делать. Ваш домен или емайл сервер может быть занесен в черный список спамеров. Адресный брокер может разориться и уйти в банкротство. Банк, обрабатывающий кредитки, может враз заморозить счета. Хостер может выключить сервера. Интернет провайдер может выключить доступ в интернет. (Реальные, кстати, примеры из жизни)

Но не все сразу и одновременно. Так что если есть 3 РАЗЛИЧНЫХ способа рекламироваться, 3 разные линии продуктов, 3 банка и 2-3 интернет провайдера, любой кризис можно спокойно пережить.

Даже во время землетрясения, когда падает сервант со всей посудой, ВСЕ чашки не разбиваются. Всегда остаются несколько чашек, которые выживают в этой фарфоровой катастрофе :)

Стабильность может принести только диверсификация.

Дисней не перестал создавать новых героев после своего легендарного Микки Мауса. Он сделал Доналда, Гуфи и Плуто. Воссоздал классические детские сказки в своих мультфильмах. Нарисовал Алладина, Жасмин и Джина. И продолжает выпускать новые мультфильмы каждый год. Каждый из них не становится хитом. Даже каждый второй им не становится. НО: если ПОСТОЯННО не придумывать что-то новое, даже старые победы забываются и затираются в памяти...

Слишком много бизнесов просто продолжают жить и зарабатывать деньги тем же способом, который они нашли во время своего зачатия. Не задумываясь о риске, связанном с цифрой «1». О хрупкости единственной работающей модели зарабатывания денег.

Андрей Парабеллум, «Бизнес и ЖЖизнь. Правда, о которой не говорят» [13]

Вместе с тем нужно быть осторожным, неразумное использование этого принципа может обернуться распылением сил и средств. В первую очередь это касается тех случаев, когда мы запускаем новые проекты. Попытка одновременного запуска нескольких сложных, трудоемких, ресурсоемких проектов с большой вероятностью приведет к распылению сил и поставит под угрозу срыва или затягивания этих проектов. Лучше сначала запустить один проект, отладить его, а затем уже переходить к другому.

Валерий Чугреев, 27.08.2010

Copyright © 2007-2024   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   vchugreev.ru