Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Валерий Чугреев. Искусство стратегии и сталкинга. Карлос Кастанеда

Полезные книги > Мифы и тупики поп-психологии


Мифы и тупики поп-психологии

Мифы и тупики поп-психологии/С.С. Степанов. - Дубна.: Феникс+, 2006. - 232 с.


От автора

Профессия, которую придумал Фрейд

Семь мифов поп-психологии успеха

Посткарнеги

Лучше быть здоровым и богатым

Личностный рост: издержки акселерации

Психологи: опыт профессиональной типологии

Каждому - по психологу

Ассертивность - в жизнь!

Популярная психология по-американски

Услада слабых и пресыщенных

Забытое предостережение

Будем как дети!

Синдром Питера Пэна

Давай сделаем это по-быстрому

Говорящие обезьяны

Сны на заказ

Разум чувств

Закат эры IQ

Подъем или упадок?

Эффект Моцарта - новый миф?

Пища для ума. Съел - и порядок?

Что написано на лице

Ну и шутки у вас, джентльмены!

Цирк да и только!

Разговорный жанр

За кулисами ток-шоу

Шестое чувство - советчик или провокатор?

Загадка русского счастья

Коварные мелочи жизни

Клеймо или ореол?

Школа неудачников

Приложение. Арт Бухвальд. Тонкое искусство торговли



Ассертивность - в жизнь!

Большая часть несчастий, случившихся с людьми, имеет причиной неверное суждение о ценности вещей.

Б. Франклин

Ассертивность - термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert - настаивать на своем, отстаивать свои права. В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор утвердился довольно прочно. В русский язык (точнее - в лексикон российских психологов) термин проник в середине 90-х, после публикации популярной книжки чешский авторов В.Каппони и Т.Но-вака "Как делать все по-своему" (в оригинале - "Ассертивность - в жизнь"). Чешские авторы сами позаимствовали это слово из английских источников, а переводчик с чешского на русский завершил внедрение заокеанского термина на европейскую почву.

Как и во множестве подобных случаев, слово, использованное для определения психологического феномена, приобрело более определенное и специфическое значение, нежели в обыденной, житейской лексике. Под ассертив-ностью стала пониматься определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Таким образом, вполне оправданно допустить очень близкую аналогию с другим модным понятием - самодостаточность.

В самом деле, содержание этих понятий пересекается почти полностью, и наверное можно было бы ограничиться последним, тем более что его значение достаточно ясно. Однако и термин ассертивность (вероятно, в силу необъяснимой склонности отечественных психологов вместо родного языка изъясняться на пиджин-инглиш) получил у нас распространение, хотя еще и не успел войти ни в один психологический словарь. По крайней мере, русскоязычный Интернет просто переполнен объявлениями, зазывающими на всевозможные тренинги ассертивности. Что же конкретно призваны формировать эти тренинги, на какую теоретическую основу они опираются?

Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. в трудах американского психолога А.Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии - в частности, противопоставление самореализации бездушному манипулированию людьми, - а также трансактного анализа. При ближайшем рассмотрении становится очевидна ее вторичность по отношению к идеям Эверетта Шострома, автора знаменитой книги "Анти-Карнеги", а также к теориям коммуникативных игр и жизненных сценариев Эрика Берна. Заметна также перекличка идей Солтера с некоторыми принципами гештальт-терапии (Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям...) В нашей стране основными источниками по психологии ассертивности выступают переведенные с чешского книги Каппони и Новака - как уже упоминавшаяся, так и еще две, логически с нею связанные - "Сам себе психолог" и "Сам себе Взрослый, Ребенок и Родитель". Правда, в них читатель, знакомый с работами Шострома, Берна и Перлза, найдет для себя очень мало нового.

В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, да пожалуй и мироощущения в целом, в противовес двум самым распространенным деструктивным способам - манипуляции и агрессии. Традиционные механизмы социализации невольно формируют уязвимость человека перед всевозможными манипуляциями со стороны других людей. Человек оказывается слишком подвержен внешним влияниям, а окружающие

часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать. Постоянно сверяя свои побуждения и поступки с чужими ожиданиями и оценками, человек стесняется свои чувств, боится показать свое подлинное лицо. Пытаясь преодолеть неловкость такого положения, человек сам невольно учится ма-нипулятивным приемам, учится отвечать агрессией на агрессию или просто на критику, пускай даже справедливую. Если такая тактика и дает эффект, то лишь временный и по большому счету иллюзорный, поскольку не обогащает, а наоборот - обедняет человека как в плане межличностных отношений, так и в плане душевного комфорта.

Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками. Эта процедура во многом схожа со сценарным анализом Берна, то есть, по терминологии Берна, требует осознать, кем и когда прописаны основные линии сценария вашей жизни, а также устраивает ли вас этот сценарий, а если нет - то в каком направлении следует его откорректировать. Часто оказывается, что человек находится во власти установок, чуждых его подлинному существу, и от этого безотчетно страдает. Ему предлагается не только взять на себя главную роль в сценарии собственной жизни, но и фактически переписать сценарий и выступить режиссером всей постановки.

В сфере межличностных отношений ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки, культивирование спонтанного поведения в соответствии со своими собственными настроениями, побуждениями и интересами. Переводчик книги Каппони и Новака, давший ей более доходчивое, чем у авторов, название - "Как делать все по-своему", тем самым очень точно сформулировал суть данного подхода. А квинтэссенцией этого подхода выступают так называемые "ассертивные права человека", приведенные в книге и многократно ретранслированные в ряде вторичных источников. По сути дела, кодекс этих прав, составляющих ключевые положения любого тренинга ассертивности, является обоймой новых, ассертивных установок, которые предлагается усвоить взамен прежних, якобы негодных. Вот эти волшебные права, или правила.

Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

Вы имеете право менять свои взгляды.

Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

Вы имеете право сказать: "Я не знаю".

Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

Вы имеет право на нелогичные решения.

Вы имеете право сказать: "Я тебя не понимаю".

Вы имеете право сказать: "Меня это не волнует".

На первый взгляд, подкупает позитивная направленность этих принципов на освобождение человека от чуждых установок, навязанных корыстными манипуляторами, от ложных авторитетов, бессмысленных ритуалов и обременительных условностей. С другой стороны, не может не настораживать по-американски безыскусная проповедь индивидуализма, которая, будучи воспринята буквально, рискует привести к печальным последствиям. В самом деле, если более конкретно сформулировать эти замечательные права и довести их до логического завершения, они легко принимают примерно такую форму.

Ничье мнение обо мне и моем поведении не имеет такого важного значения для меня, как мое собственное. Ничье мнение не должно поколебать мою самооценку. Иначе говоря, с мнением окружающих можно просто не считаться. Если мне нравится ковырять в носу и сморкаться в занавески, а другие люди это осуждают, то прав, разумеется, я, а не они. И я вправе это делать, не испытывая ни малейшей неловкости.

Поскольку я сам знаю что делаю, нет никакой нужды в том, чтобы окружающим мое поведение было понятно, а тем более ими одобрялось. Я поступаю правильно по определению.

Если мне удобнее считать, что ничьи проблемы меня не касаются, я могу с легким сердцем наплевать на всех и вся.

Твердые убеждения и незыблемые принципы - признак косности. Напротив, совершенно нормально сегодня хвалить то, что вчера ругал, и наоборот.

Не надо бояться ошибок. Нет ничего страшного в том, чтобы по ошибке вынести смертный приговор невиновному или, скажем, неловким нажатием кнопки нацелить зенитную ракету в пассажирский самолет. Как говаривал один мудрый вождь одного свободолюбивого народа: "Не надо из этого делать трагедию"

Замечательным оправданием собственного невежества выступает волшебная формула "Я не знаю". Ну, не знаю, и нет с меня никакого спроса! А если, скажем, какой-то придирчивый экзаменатор этим не удовлетворится, то значит он просто бессовестный манипулятор и агрессор.

Нет никакой необходимости заслуживать расположение других людей. Зачем оно вообще нужно, если в своей жизни я все решаю сам?

В своем поведении можно отказаться от здравого смысла и элементарной логики и следовать исключительно настроению.

Стремление понять другого - совершенно излишнее и напрасное усилие. Гораздо проще отрезать: "Я тебя не понимаю!"

На любой предмет, который не затрагивает моих личных интересов, я вправе плевать с высокой колокольни и заявлять об этом во всеуслышание.

А теперь признайтесь честно: как вы отнесетесь к человеку, исповедующему такие жизненные принципы, до-ведись вам столкнуться с ним на жизненном пути (тем более что, наверное, уже не раз доводилось)? И неужели самому хотелось бы таким стать?

Назад | Далее...

Сергей Степанов, "Мифы и тупики поп-психологии"


Лариса 02.10.2009 20:07
Неужели это тот самый Степанов, когда-то написавший очень симпатичную книжку о внешности?
Перевернул все с головы на ноги, начал гуманистическими иделами, а закончил сморканием в занавески? Хорош! Так любую идею извратить можно. То-то и страшно, когда такие фокусники начинают вести тренинги ассертивности ))

[Ответить]
Алексей 17.07.2017 09:45
Статья хорошая, автор показал идею с разных сторон. Это у Вас хорошо получается переворачивать с ног на голову. Благодарю Вас за то,что такие как Вы ещё есть.)))

[Ответить]
Анхен 11.12.2009 18:20
Согласна.
До абсурда можно довести даже Монтеня, сказав затем, что он беспрецедентно опасен.
Ради справедливости предположу, что именно это и пытался показать Степанов - любое знание, доведенное до крайности, доведет до клиники.

[Ответить]
Дмитрий 12.02.2010 11:19
Сама по себе теория заслуживает большого внимания, действительно в конце статьи все доведено до крайности, можно и даже нужно руководствоваться этими принципами в жизни, в меру, конечно, соответствуя принципам морали, чтоб не доходило до сморкания в занавески.

[Ответить]
Ученик 13.02.2010 11:58
Как правило, выручает здравый смысл. Или совесть. Или любовь к людям. Или понимание того, что хорошо, а что плохо. Правила, записанные у каждого в душе.

[Ответить]
Роман 21.03.2010 16:08
Так, как я понимаю, да и преподаю, ассертивность-достижение цели без ущерба себе, своим принципам и установкам людей, то есть ассертивная личность не противопоставляет себя обществу, не сморкается в занавески. Я учу людей делать всё, что приносит тебе удовольствие и не причиняет боль другим, да и по сути, общество не даст тебе садиться себе на шею. Автор повернул теорию, как ему выгодно или нужно.

[Ответить]
Наташа 23.12.2011 19:37
Сколько людей страдают от неуверенности в себе, от своей застенчивости, от неумения сказать "нет" надоевшим безоплатным просьбам, от чужих умышленных или неосознаваемых манипуляций, от страха начать что-то новое или просто сделать что-то очень желаемое, и годами бояться заявить о себе и своих правах!

А господин Степанов будет тут рассуждать о вреде ассертивного поведения!

Дураки и мизантропы, желающие окружающим плохого или добивающиеся своих целей за счёт других, никогда не сомневаются в правильности своих действий. Им тренинг ассертивного поведения не нужен.

А люди, которые читают такие книги, ходят к психологам, учатся отстаивать свои права, честь и достоинство, никогда не пожелают другим плохого в силу своего изначального воспитания, своей генетической природы. Ведь что-то же их заставило обратиться за помощью в обретении уверенности.

Поэтому работа над ассертивным поведением - это не борьба за индивидуализм, а адаптация коллективизированной личности к современным социальным условиям.

[Ответить]
Денис 06.06.2012 12:13
К чему наезды на автора? Ясно ведь написал: "Не может не настораживать по-американски безыскусная проповедь индивидуализма, которая, будучи воспринята буквально, рискует привести к печальным последствиям."
Или, может быть, безобидное "Вы имеете право сказать: "Я тебя не понимаю"." для критиканов уже превратилось в "Стремление понять другого - совершенно излишнее и напрасное усилие. Гораздо проще отрезать: "Я тебя не понимаю!""?

[Ответить]
Татьяна 26.09.2012 15:27
Ассертивные установки, которые начинаются со слов "Я имею право..." можно отнести к самодостаточной, зрелой личности, которой не нужно никому ничего доказывать, и которая уважает свои и чужие границы. "Я имею право" - не означает, что я обязательно буду делать это везде и всегда, я буду выбирать свое поведение адекватно ситуации.
А доведенные до абсурда эти замечательные права, как правило, указывают на то, что данный человек желает показать, что он здесь самый главный. Мне это напоминает позицию мятежного, бунтующего Внутреннего Ребенка.

[Ответить]
Наташа 30.10.2012 00:59
Автор ловко указал на ловушки новомодных теорий, завлекающих яркими лейблами. Человек преисполненный желаниями проявить себя, не готовый к утверждению своей личности из одной пропасти поподет в другую. Автор не лишает нас ассертивности, а углубляет наше представление по предмету.

[Ответить]
Айгерим 01.01.2013 12:53
Я думаю нельзя оценивать все с одной стороны. Каждый имеет право пользоваться с теми или иными техниками в тех или иных ситуациях. И это действительно помогает. И здесь не идет речь о какой то жестокости или хамстве. Надо просто умело пользоваться своими знаниями.

[Ответить]
Вовчик 07.06.2013 08:23
Гораздо хуже если это тот Степанов, которые про рефлексию писал но наверное не он

[Ответить]
Лена 13.08.2013 16:52
народ в ответ на эту главу завошкался, а я так думаю, культивируя западные "Открытия", нам действительно навязывают чуждое мировоззрение.
человек, которому промоют мозги ассертивностью, не будет восприниматься окружением. конечно, потому что оно "больное", а задача толпы психологов - сделать его здоровым. а клиенты - будут пионерами нового образа жизни и мышления.
хочется быть крыской, на которой отыграют теории, которые лет через 10 точно опровергнут?

[Ответить]
Илла 10.05.2017 15:04
Автор не доводит до крайности или абсурда. Если бы так, то это бы значило, что теория всё-таки ограничена, и без оговорок неприменима. И не в том дело, что мол в дополнение к теории нужна совесть. На самом деле автор либо глуп, либо, скорее, занимается демагогией и манипуляцией. Потому что в правилах Шострума речь идёт о правах на собственную оценку своего поведения. Оценка, во-первых, не единственный фактор выбора поведения. Например, есть множество культурных практик, которые в одной стране оцениваются позитивно, а в другой - негативно. Думаю, любой здравый человек, считая культурную практику своей страны правильной и хорошей, тем не менее в чужой стране постарается её не применять. Во-вторых, раз автор специалист, то он должен понимать, что речь идёт о позиции Родителя (в терминах Э. Берна). Родитель - носитель стереотипов, помогающих экономить ресурсы психики в рутинных жизненных ситуациях. Родитель не должен быть контрпродуктивен по отношению к другим компонентам личности. Он не должен подавлять Ребенка и подменять Взрослого. В ситуациях, когда речь идёт о выборе поведения, а не его оценке, главную роль должен играть Взрослый, а не Родитель. Взрослый - носитель логики, здравого смысла. Родителю не придёт "в голову" думать о сморкании в занавеску - это выходит за рамки его компетенции. Взрослый же, если примет такое решение, то оно не будет относиться к ассертивности. Например, он решит спровоцировать конфликт. Родитель может осудить это, а может отнестись спокойно. Вот отношение Родителя к поведению - сфера ассертивности. Но выбор поведения - компетенция Взрослого.

Автор предпочёл не заметить части правила "несете ответственность за их последствия". Местами он откровенно извращает смысл. "заявлять об этом во всеуслышание" - разве из правила "имею право сказать (очевидно на чью-то просьбу), что меня это не интересует", следует, что необходимо влезть на трибуну и оттуда "во всеуслышание"? Из права сказать "не знаю" не следует, что "с меня нет спроса". Из права не зависеть от доброй воли не следует, что расположение других людей не нужно или что кто-то не может решить заслужить это расположение. В общем, автор не буквализировал, не сформклировал конкретно и не довел до логического завершения. Он сформулировал правила как сам захотел, а затем с блеском их разгромил. В логике это называется "уловка "Соломенное чучело"". Очевидно г-ну Степанову очень хотелось написать книжку и предстать в ней перед всеми на белом коне.

[Ответить]

Оставить комментарий

Ваше имя:

Сайт: (не обязательно)

Введите символы: *
captcha
Обновить

Copyright © 2007-2017   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   http://chugreev.ru   vchugreev.ru