Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Сталкинг > Статьи о сталкинге > 4-й принцип сталкинга:


Доверять своей личной силе - четвертый принцип сталкинга

"Воин расслабляется, отходит от самого себя, ничего не боится. Только тогда силы, которые ведут человеческие существа, откроют воину дорогу и помогут ему. Только тогда. Это и есть четвертый принцип искусства сталкинга".

Карлос Кастанеда "Колесо времени".


Четвертый принцип сталкинга

Суть принципа: Расслабление и "отпускание" себя.

Расслабляется. Расслабиться значит перейти от напряженного состояния к расслабленному. Естественно, для того чтобы перейти от напряженного состояния, нужно сначала в него попасть :). К сожалению, сделать это не так уж и сложно. Все мы склонны испытывать те или иные виды напряжений, и чаще всего даже не осознаем это.

Условно их можно разделить на две большие группы: физические и психические. Естественно, они связаны между собой самым непосредственным образом. Любое психическое напряжение отражается на теле в виде блоков и мышечных зажимов. Соответственно, мы можем работать как с телом, так и с психикой.

В данной статье акцент сделан на психические напряжения, т.е. на работу с внутренним миром. Образ мышления, переживания, чувства, система отношений и ценностей являются центральными элементами приложения усилий в сталкинге.

Вместе с тем, безусловно, существуют прекрасные и действенные методы работы с телом, ставящие своей непосредственной задачей расслабление и релаксацию. Это и йога, и цигун, и даосские практики. Это элементарная зарядка и еще много чего. К сожалению, не все из них можно использовать без отрыва от ежедневной текущей деятельности. Говоря проще: махать ногами и руками или выполнять ассаны на оживленной улице или в процессе сложных деловых переговоров, наверное, не очень удобно. В этом смысле сталкинг более приспособлен к активному социальному взаимодействию.

В основе любого психического напряжения лежит жесткая фиксация внимания на чем-либо. Как правило, на проблеме. Это повторяющиеся мысли об одном и том же: "Меня обманули, мне изменили, меня не поняли, я кого-то обидел, ситуация безвыходная, все плохо" и т.д.

Как правило, это зацикленность на чем-то конкретном: на ситуации, на человеке, на самом себе. Бесконечное прокручивание одной и той же пластинки. Даже если эта пластинка о чем-то приятном для нас. Например: "Я поступил в институт, я поступил в институт, как здорово, что я поступил в институт…" и т.д. Это тоже будет напряжение, или индульгирование, т.е. искусственное затягивание реакции. Впрочем, чаще всего мы повторяем как раз проблемные мысли и переживания.

На этом как раз основаны многие популярные психологические методики самовнушения. Смысл их в том, что человек начинает себе проговаривать тексты на тему "какой я хороший, умный, и как у меня все замечательно".

Естественно, что это глупость. Нельзя сказать, что это не работает. Это работает (в отдельных случаях), только какова цена? Цена - все та же жесткая фиксация внимания, только теперь на том, какой я хороший. Это в лучшем случае. В худшем - жесточайшая депрессия и саморазочарование, т.к. в глубине души мы знаем, каковы мы на самом деле, и чего мы реально стоим. И никакой самообман тут не поможет. Если, конечно, этот самообман не поддерживается в течение многих лет, пока не станет естественной частью внутреннего диалога. Но на такие подвиги обычный человек, как правило, не способен, у него просто не хватит дисциплины. А воину, у которого эта дисциплина есть, уже не нужны такие костыли.

Воин никакой и одновременно разный: наиболее оптимальный и приспособленный для конкретной ситуации.

Отходит от самого себя. Отойти от самого себя означает отойти от своего образа, от представлений о себе.

Этот образ - наши представления о том, какие мы, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Это набор суждений, оценок и шаблонов о самом себе. Это мысли примерно такого содержания: "мне нужно устроиться на эту работу", "это мой шанс", "я очень умный", "я талантливый", "иногда я ленивый".

В качестве примера две совершенно реальные установки, которые были выявлены у одного из участников тренингов по сталкингу, в процессе отработки упражнения на коммуникацию с представителями противоположного пола.

Одна из этих установок звучала так: "Если я знакомлюсь с девушкой, то я должен подходить к этому серьезно, и если она мне понравится, то я должен на ней жениться". На вопрос: "Откуда это?" Человек совершенно четко сказал: "Меня так воспитали".

Вторая установка звучала так: "я тюфяк", т.е. в процессе беседы с девушкой человек чувствовал себя "тюфяком" (неуверенным, нерешительным, смущенным, неловким). Именно в процессе общения с девушками, в других ситуациях это не проявлялось.

Все это было бы смешно, если бы не портило человеку жизнь. Причем человеку неглупому и решительному. Внешне никоим образом не соответствующим такому самоопределению. Уж от кого-кого, а от него я меньше всего ожидал такого самовосприятия. Но, тем не менее, это было, и отравляло человеку жизнь до тех пор, пока он это не осознал и не смог "отойти от самого себя".

У каждого из нас есть ограничивающие убеждения, установки и т.д. Не обязательно именно такие, все очень индивидуально. Как говорится - "у каждого из нас свои тараканы". Общее у них только одно - они или не осознаются вообще или осознаются слабо. А все то, что нами не осознается, имеет над нами больше всего власти и влияния.

Остается добавить, что центральным элементом любого представления о себе являемся мы сами. Чаще всего такие представления нагружены чувством собственной важности. И избавление от собственной важности также приводит к "отходу от самого себя".

Ничего не боится. Скорее это следствие применения двух вышеописанных положений. Страх - это напряжение. Сложно бояться, будучи расслабленным :).

Хотя это и сложно осуществимо на практике, тем не менее, это очень правильная и полезная установка, сознательно культивируя которую, можно научиться работать с ситуативными страхами.

Для меня сейчас это что-то вроде внутреннего напоминания, как только срабатывает страх, и я вспоминаю об этом принципе, страх либо уходит либо значительно слабеет.

Нет ничего плохого в том, что страх есть, другое дело, что нельзя позволять страху руководить нашими поступками и действиями. Нельзя идти на поводу у страха и отказываться от каких-то действий или совершать их только потому, что мы боимся.

Это тонкий момент - чаще всего нам сложно признаться в реальном положении дел, любой свой страх можно рационализировать и объяснить причины своих поступков объективными условиями. И это не только вопрос внутренней правдивости перед самим собой, чаще всего это просто недостаток осознанности. Осознания просто не хватает, чтобы разобраться с реальным положением дел.

В качестве примера могу привести ситуацию с одним из участников тренингов по сталкингу. Назовем его Петей. Так вот Петя, учась и проживая за городом, имел объективные причины, по которым ему было сложно практиковать нестандартные поступки. Все-таки ограниченная территория учебного городка, "все свои" и, в общем-то, совершенно нормально, что не хочется потом объясняться, что "ты не верблюд".

Это я все могу понять и согласиться, но… Есть несколько нюансов. Если человек готов/хочет что-то делать, то он находит способы это делать, если не готов/не хочет, то находит причины, по которым он не может этого сделать. Иногда это очень разумные и объективные причины. Оправдывать свою глупость, страх и лень мы всегда большие мастера. Тогда на занятии Петя нашел множество причин, по которым он это не может сделать.

К счастью все завершилось хеппи-эндом. Как только осознания стало достаточно, Петя сообразил, что происходит, и нашел способы практиковать нестандартные поступки. В данном случае просто приезжал в выходные дни в город и отрабатывал упражения.

Скорее, этот пример исключение. Обычный человек в нашем обществе чаще всего живет под диктатом своего страха. Думаю, это и есть первый враг человека знания.

К счастью, Петя оказался неглупым человеком. Он сообразил, что реальным ограничителем является страх, а не "объективные причины".

В завершении этой истории с Петей могу отметить, что это также было использование четвертого принципа сталкинга. Для того чтобы это осуществить, ему пришлось "расслабиться", "отойти от самого себя" и "ничего не бояться". Вместе с тем, страшно Пете все равно было, просто его страх уже не ограничивал и не обуславливал его поступки.

Доверять своей личной силе. Сейчас для меня 4-й принцип сталкинга неразрывно связан с доверием своей личной силе. Это один из принципов пути воина и он как нельзя лучше объединяет все составляющие четвертого принципа: расслабиться, отойти от самого себя и ничего не бояться.

"Верь своей личной силе. Это - единственное, что есть у человека в этом таинственном мире.

Охота за силой - непонятная штука. В ней не может быть никакого предварительного плана. В принципе не может быть. И это делает ее особенно захватывающей. Но действует воин так, словно у него есть план. Потому что доверяет своей личной силе. Он твердо уверен в том, что она направит его действия в правильное русло.

Воин безупречен, если он доверяет своей личной силе, независимо от того, мала она или огромна".

Карлос Кастанеда "Путешествие в Икстлан".

Также уместно привести слова дона Хуана о настроении воина:

"Одновременно себя контролировать и от себя отказаться, бросив себя на произвол судьбы. Такое состояние я и называю настроением воина.

В настроении воина полный самоконтроль и абсолютное самообладание соединяются с отрешенностью, то есть с полным самоотречением.

Воин - прежде всего охотник. Он учитывает все. Это называется контролем. Но, закончив свои расчеты, он действует. Он отпускает поводья рассчитанного действия. И оно совершается как бы само собой. Это - отрешенность".

Карлос Кастанеда "Путешествие в Икстлан".

Совершенно очевидно, что речь здесь не идет о том, чтобы сесть, расслабиться и ждать, когда все случится само собой. Суть этих принципов в том, чтобы подготовить действие, приложить усилия для его воплощения, а затем, запустив действие, "отойти в сторону".

Отойти главным образом психологически, снять с этого действия свою озабоченность и напряженность. Отрешенно воспринимать происходящее. В каком-то смысле это самоустранение, но самоустранение на этапе развертывания действия, когда все необходимые усилия уже предприняты.

Означает ли это полное устранение из ситуации? Конечно же, нет. Если что-то пойдет не так, имеет смысл вмешаться и исправить ситуацию. При условии, что отсутствует беспокойство, страх и озабоченность результатом. Если все это присутствует (как оно обычно по жизни и случается), то эта нервозность и "цепляние" за ситуацию мешают ее гармоничному развитию.

Это может проявиться самым неожиданным образом на событийном уровне. Нужные люди вдруг меняют свое решение, события складываются самым неудачным образом, вдруг происходят совершенно нелепые задержки, нестыковки и т.д. Все это описывается очень простой и емкой фразой - "все через ж…". И происходит это часто оттого, что мы цепляемся за ситуацию и самого себя.

Если же мы "отходим" от ситуации и себя, то события каким-то мистическим образом складываются наилучшим для нас образом. "Силы, которые ведут человеческие существа" помогают и открывают нам дорогу. Главное, не мешать им :).

Это не происходит всегда, но происходит достаточно часто, чтобы об этом упомянуть, не впадая, однако, в различные метафизические спекуляции. Что происходит на самом деле - неизвестно. Мне кажется, что это самым непосредственным образом связано с уровнем нашей личной силы. Соответственно, чем ее больше, тем чаще в нашей жизни происходят удачные стечения обстоятельств, естественно, если мы не сковываем нашу личную силу собственными опасениями, суетливостью и озабоченностью.

В заключение еще раз сформулирую основную стратегию воплощения 4-го принципа. Сознательное культивирование принципа "доверять своей личной силе" наилучшим образом помогает реализовать на практике 4-й принцип сталкинга.

Валерий Чугреев, 26.11.2006

Copyright © 2007-2024   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   vchugreev.ru