Процесс думания, на мой взгляд, можно разделить на два более простых процесса:
восприятия и
воспроизведения.
Процесс
восприятия делится на несколько стадий:
1. Непосредственное восприятие объекта органами чувств.
2. Узнавание образа объекта (не обязательно зрительного).
3. Называние объекта (его лексическое "имя").
4. Ассоциативные привязки-воспоминания, связанные с опытом восприятия.
Например, Вы увидели стол. Сначала Вы восприняли зрительный образ объекта, его контуры в виде силуэта, выделив его из окружающего пространства. Эти контуры сравниваются с предметами нашего инвентарного списка (опыта восприятия). Далее... Эврика! Объект, состоящий из деревянной пластины, закрепленной на четырех длинных ножках - это... Стол! Как только мы находим в памяти соответствующий образ (процесс узнавания есть процесс установления соответствия) мы автоматически вспоминаем его название. А как только мы опознали четвероногого раздражителя нашего сознания, то тут же разум начинает играть в ассоциации. И так до бесконечности с каждым воспринимаемым объектом.
Стоит еще отметить, что автоматизация связи узнавания и называния вызвана спецификой нашего познавания мира в раннем детстве путем называния имен объектов, установлением связи между словами и воспринимаемыми образами. Когда-то давным-давно мама показывала Вам стол и говорила: "Стол". А Вы повторяли за ней. Снова и снова повторяли, потому что когда она спросит Вас: "Что это у нас такое, а, малыш?" Вы ей с полной уверенностью сможете сказать: "Телезизоль!". Но мудрая мама говорит: "Нет, это - Сто-о-ол. А вот это - телевизор. ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР!" И так до тех пор, пока Вы не примите ее систему интерпретаций как свою, родную.
Воспроизведение можно представить как речь, устную и письменную. К устной у нас привязаны аудиальные (у глухих - визуальные) и психомоторные ассоциации, к письменной - визуальные и психомоторные. Процесс воспроизведения имеет свои стадии. Я бы выделил из них то, что касается именно думания, а именно: аудиальные и визуальные ассоциации.
Это значит, что когда мы собираемся что-то сказать, мы изначально "предслышим" сказанное. Этим предслышанием занимается как раз таки всем известный внутренний диалог. В совокупности с психомоторикой, так же связанной с процессом речи, он дает еще и побочный эффект в виде внутреннего бормотания, или микродвижений языка. Можно назвать это условным рефлексом речи.
В случае письма - мы "предвидим" то, что хотим написать, а значит здесь работает уже визуальное мышление, или мышление образами.
Цель автора данной темы и поставленного вопроса - изучение думания (а конкретно, именно ВД), понятие его принципов, с целью дальнейшего его выключения у себя, так?

Тогда, попробую сделать вывод из всего вышесказанного, в контексте данной цели...
Итак, факторы, обуславливающие наличие внутреннего диалога, их всего два:
1. Ассоциативная привязка образ-слово (название) при восприятии.
2. Предслышание в устной речи при воспроизведении.
Вопрос в том, как их исключить?
P.S. Кстати, про глухих:
Цитата:
Факты свидетельствуют о том, что в мышлении глухого от рождения имеются качественные отклонения, которые можно сравнить с отклонениями у больного с афазией, приобретенной в более позднем возрасте. Такую точку зрения подтверждают отдельные наблюдения с длительным прослеживанием и изучением больного (Vermeylen, 1931). Kuenburg (1930) исследовала многих глухонемых с помощью теста на классификацию и получила интересные результаты. Сначала ее обследуемые как будто бы просто вообще не делали попыток решить задачу. Иногда их нежелание преодолевалось, и они начинали сортировать объекты, однако эта классификация никогда не подчинялась какой-либо системе, определяемой одним ведущим абстрактным признаком. Обычно в основе их классификации лежит чисто наглядный принцип. Кроме того, они не могли переключиться на новую систему классификации, всегда придерживаясь первоначального плана. Это факты соответствуют данным, полученным ранее Frohn (1926), который обнаружил, что глухонемые фиксируют внимание на частном и что какие-либо отношения или ассоциации между объектами играют лишь незначительную роль в их умственной деятельности. Подобные же мнения высказывались в связи с исследованиями Heider, Heider (1940), McAndrew (1948), Temptin (1950) и Myklebust (1960).