Итак. Прежде всего я хотел бы отметить, что, как мне кажется, даже учение о мультипарадигмальности и радикальном субъекте тоже основывается на определенной картине Мира, (т.е.) построенной в некоторой парадигме. Далее, мне кажется, что ответ на Ваш вопрос «Считает ли современный адепт Пути воина себя радикальным субъектом?» зависит от того, насколько современным является вопрошаемый субъект.
Например, Ваш покорный слуга весьма радикален.
Что же касается толтеков, подарившим нам Учение, то лично мне кажется, что их ситуация в этом отношении обычна: они находились внутри своей парадигмы и поэтому считали ее такой как есть на самом деле. А их претензии на радикального субъекта и заявления, вроде того, что опыт всех опытов – это быть воином, на мой взгляд, имеют следующие мотивы.
Цитата:
Видимо, это можно объяснить тем, что современные маги доверяют только опыту, и, например, пропитывающее мир сакральное они по-настоящему видят, а не предполагают и верят. Они не выстраивают никаких догматических систем. То есть, вот, смотри и не думай.
Но с другой стороны, с точки зрения парадигмы модерна это видение - просто галлюцинация, и вообще, как учит нас "Матрица", разве можно на сто процентов быть уверенным в том, что видишь? С этой точки зрения можно раскритиковать как материализм, так и видение магов, точнее их абсолютную уверенность в достоверности пережитого, увиденного. Абсолютная убежденность - это, вообще, по-моему, признак парадигмального мышления.
Итак, я думаю, что философия толтеков, новых видящих, по крайней мере декларируется как философия опыта. Однако этот опыт может быть несказуемым, и на своем пути маг может проходить через даже не обязательно осознаваемые трансформации. Например, дон Хуан говорил: «Наибольшее достижение новых видящих лежит в их объяснении тайны сознания. Они сконденсировали это в некоторые концепции и действия, которым обучаются ученики, когда находятся в состоянии повышенного сознания. Он сказал, что ценностью метода обучения новых видящих является то, что в нем используется одно преимущество: никто не может вспомнить ничего из того, что случилось с ним в состоянии повышенного сознания. Эта неспособность вспомнить создает почти непреодолимый барьер для воинов, которые должны вспомнить все это обучение, если они хотят продолжать этот путь. Только после многих лет борьбы и дисциплины воины могут вспомнить свое обучение. Благодаря этому усваиваются те понятия и процедуры, которым их обучали, и они приобретают ту силу, которую намеревались вложить в это новые видящие».
Дон Хуан говорил, что древние видящие «всему научились сами по себе, через видение. Большинство вещей, которые мы имеем на своей линии, происходят от них. Новые видящие исправили ошибки древних, но основа того, что мы знаем и делаем, восходит ко временам толтеков».
«Видение – это особое чувство познания, – познания чего-либо без тени сомнения».
По этому поводу я вспоминаю первое правило «метода, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» Рене Декарта: никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению».
Также я вспоминаю полемику между стоиками и скептиками. По теории стоиков, приписываемой Хрисиппу (см. Аэций («Placita», IV, 12, 4); также Секст Эмпирик («Против логиков», I, 249)) внешняя действительность производит впечатление на нашу душу: это phantasia или visum. «Умный человек не должен допускать некритического принятия (synkatathesis или adsensus) phantasia, пока она не созреет в ясную и определенную идею (phantasia kataleptike или comprehensio), чего она не может сделать, если является ложной. Совокупность ясных и определенных идей образует науку (episteme)». Со своей стороны, скептики критиковали претензии стоиков на то, что они могут отличить phantasia от phantasia kataleptike (см. Секст Эмпирик (ibid., I, 405)).
Толтекская апологетика подлинности восприятия при видении следующая.
«Люди воспринимают присутствующую во Вселенной энергию и преобразуют ее в данные органов чувств. Затем эти данные интерпретируются, создавая окружающий нас мир. Вот эту интерпретацию мы и называем восприятием».
«Видение не является произвольным, а напротив, всегда остается постоянным и неизменным. Видящие могут наблюдать энергетические образования, которые существуют сами по себе и восприятие которых не искажено воздействием интерпретаций матрицы человека.
Эманации принимают единообразные стабильные структуры, и эти структуры эманаций могут одинаково восприниматься любым человеком, способным видеть».
«– Маги нашей линии называли способность непосредственно воспринимать энергию видением, – объяснял мне дон Хуан. – Это особое состояние повышенного осознания, в котором человеческое тело обретает способность воспринимать энергию как поток, течение, похожую на дуновение ветерка вибрацию. Способность видеть энергию так, как она течет во Вселенной, является следствием мгновенной остановки свойственной человеческим существам системы интерпретаций.
– Что представляет собой эта система интерпретаций, дон Хуан? — спросил я.
– Магам древней Мексики удалось установить, что каждая часть человеческого тела участвует в превращении потока вибраций в ту или иную форму сигналов, воспринимаемых органами чувств. Вся совокупность воздействий этих сигналов, непрерывно бомбардирующих органы чувств, преобразуется человеческими существами в систему интерпретаций, позволяющую им воспринимать обычный мир.
Маги древней Мексики, обладая железной дисциплиной, сумели заставить эту систему интерпретаций остановиться. Они назвали такую остановку видением и сделали ее краеугольным камнем своего знания. Способность непосредственно видеть энергию стала важным инструментом, который они использовали при создании собственных классификационных схем. Например, благодаря этой способности они стали рассматривать доступную для нашего восприятия Вселенную как нечто вроде луковицы, имеющей тысячи слоев: известный нам по обыденной жизни мир представляет собой, по их мнению, всего лишь один из таких слоев. Более того, они полагали, что все остальные слои не только доступны для человеческого восприятия, но и являются неотъемлемой частью естественного наследия человека.
Другим чрезвычайно ценным достижением древних магов – достижением, ставшим возможным опять же благодаря их способности непосредственно видеть энергию, – было открытие энергетического строения человека. Они видели, что человек является комбинацией энергетических полей, соединенных в светящийся энергетический шар или кокон некоей вибрирующей силой. Для магов линии дона Хуана Матуса истинный облик человека представлял собой удлиненное (яйцевидное) или округлое (сферическое) энергетическое образование, которое они называли светящимся яйцом или светящейся сферой. Древние маги считали эту светящуюся сферу нашим истинным "Я" – истинным в том смысле, что она абсолютно неизменна, если рассматривать ее с точки зрения энергии. В процессе непосредственного восприятия человека как энергетического образования становятся видны все его ресурсы – все, чем он является с точки зрения энергии».
Однако «Видящие объясняют акт видения орла в очень простых выражениях: поскольку человек составлен из эманаций орла, ему следует обратиться только к собственным составляющим. Проблема возникает с сознанием, – ведь именно его сознание удушено и спутано. В критический момент, когда должен быть простейший случай признания эманациями самих себя, человеческое сознание принуждено интерпретировать. В результате получается видение орла и его эманаций, однако нет ни орла, ни его эманаций, а есть нечто, чего ни одно живое существо не в состоянии уловить». Т.е. видение это, все же, каноническая, правильная интерпретация эманаций Орла, визуализация.
Абсолютность воинской убежденности это тоже дискуссионный вопрос. Например, в идеологической цитате дон Хуан говорит: «Есть три рода плохих привычек, которыми мы пользуемся вновь и вновь, когда встречаемся с необычными жизненными ситуациями. Во-первых, мы можем отрицать то, что происходит или произошло, и чувствовать, что этого как бы вообще никогда не было. Это путь фанатика. Второе – мы можем все принимать за чистую монету, как будто мы знаем, что происходит. Это путь набожного человека. Третье – мы можем приходить в замешательство перед событием, потому что мы и не можем его отбросить, и не можем чистосердечно принять. Это путь дурака. Твой путь – есть четвертый: правильный – путь воина. Воин действует так, как если бы никогда и ничего не случалось, потому что он ни во что не верит. И однако же, он принимает все за чистую монету. Он принимает, не принимая, и отбрасывает, не отбрасывая. Он никогда не чувствует себя знающим и в то же время он никогда себя не чувствует так, как если бы никогда ничего не случалось. Он действует так, как будто он в полном контроле, даже хотя у него может быть сердце ушло в пятки. Если действуешь таким образом, то замешательство рассеивается». Также говорится: «Воин должен быть текучим и изменяться в гармонии с окружающим миром, будь это мир разума или мир воли. Реальная опасность для воина возникает тогда, когда выясняется, что мир – это ни то и ни другое. Считается, что единственный выход из этой критической ситуации – продолжать действовать так, как если бы ты верил. Секрет воина в том, что он верит, не веря. Разумеется, воин не может просто сказать, что он верит, и на этом успокоиться. Это было бы слишком легко. Простая вера устранила бы его от анализа ситуации. Во всех случаях, когда воин должен связать себя с верой, он делает это по собственному выбору. Воин не верит, воин должен верить».