Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Сталкинг > Статьи о сталкинге > Стереотипы восприятия и реагирования


Стереотипы восприятия и реагирования

Что такое стереотипы? Стереотипы - это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков. Стереотипы - это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.

Стереотипы - это отдельные грани структуры личности, однако они не существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и выраженнее, у кого-то те же самые грани сглажены, и данные стереотипы проявляются реже.

Надо заметить, что стереотипы - это привычные маршруты нашего внимания, так называемого непроизвольного внимания. Эти маршруты - результат приобретенного нами жизненного опыта, воспитания и наследственности. Представьте парк, в этом парке есть дорожки и тропинки, по ним обычно прогуливаются люди, так вот стереотипы - это и есть дорожки, тропинки, по которым привыкло перемещаться наше внимание.

Стереотипы - зло? Зачем нам стереотипное поведение? По этому поводу хочется привести соображения одного известного ученого. Здесь и далее я часто буду ссылаться на книгу Роберта Чалдини "Психология влияния". Эта книга - одно из самых глубоких и вместе с тем доступных исследований в психологии по теме так называемого манипулятивного влияния, основным механизмом которого и является использование существующих стереотипов. Автор подробно и популярно рассматривает некоторые наиболее часто эксплуатируемые в манипуляциях стереотипы. Чтобы не перегружать текст статьи обширными фрагментами, я буду выносить их в отдельные страницы. Итак, введение в стереотипы Роберта Чалдини.

Остается лишь добавить, что главной целью сталкинга является укрепление и усиление осознания. И это предполагает стремление к осознаванию (регистрации и выслеживанию) всех известных стереотипов. Максима дона Хуана о том, что "настоящий воин должен осознавать все и всегда", задает ясные и недвусмысленные ориентиры и направление движения по пути усиления осознания.

Можно ли вообще избавиться от стереотипов? Вопрос спорный, определенно можно осознавать большую часть стереотипного поведения и в значительной мере его корректировать. Допускаю, что переломным моментом полного избавления от части стереотипов может являться потеря человеческой формы.

Все многообразие стереотипов можно условно разделить на три большие категории:

1. Стереотипы реагирования

2. Стереотипы восприятия и оценки

3. Стереотипы мышления

Естественно, что они взаимосвязаны. Очевидно, что восприятие и оценка связаны с процессом мышления. Очевидно, что реагирование связано с восприятием и оценкой. Классификация стереотипов в соответствии с тремя вышеперечисленными группами - всего лишь способ систематизации большого объема информации. Мне представляется уместной группировка стереотипов по этим трем категориям.

1. Стереотипы реагирования

Уязвленное самолюбие - споры, оправдания

Чувство вины - оправдания

Обида - мстительность

Реакция на "плохой-хороший"

Победа - радостное возбуждение, Поражение - уныние

Начальство, авторитеты - заискивание, раболепство

"Мы верим в тебя, мы надеемся на тебя" - "я должен оправдать доверие и надежды руководства"

Принуждение и ограничение свободы - злость, раздражение, противостояние

Неизвестность - опасения (страх, беспокойство, озабоченность, нервозность)

Правило взаимного обмена

Социальное доказательство

Обязательство и последовательность

Эффект Рингельмана

Вопрос - ответ

2. Стереотипы восприятия и оценки

Эффект ссылки на себя

Эффект ложного согласия

Оценка ситуации как успеха/победы, как неудачи/поражения

Зависимость оценки от текущего психо-эмоционального состояния

Зависимость самооценки

Фундаментальная ошибка атрибуции

Сравнение своего социального статуса со статусом других

Оценка в зависимости от социального статуса

Симпатия

Авторитет

Дефицит

Принцип контраста

Эффект Барнума

Первое впечатление

Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером

Мотивированное восприятие человека

Оценивание по типу хороший-плохой

Самоутверждение за счет противопоставления себя (принадлежащего к достойной группе) к группе менее достойной

Самоутверждение за счет унижения других

Родитель - ребенок

3. Стереотипы мышления

Эвристики

Установки

Проверка, подтверждающая гипотезу

Статистическая информация и "история случая"

Недостаточная выборка

Ошибка планирования

Эффект Зейгарник

Почему это произошло?


Прежде чем завершить статью, мне хочется отметить, что данная тема, как впрочем, и остальные разделы сталкинга, весьма обширна и к настоящему времени мало изучена. При всем своем желании изложить материал как можно более точно и полно, я вынужден признать, что сделать это не так-то просто. И объем материала, и его осмысление через призму собственного живого опыта предполагают многие годы исследований и самостоятельной практики.

Вместе с тем, глупо было бы сидеть и ждать, когда опыт и результаты исследований кристаллизуются в некую идеальную/завершенную форму. Поэтому я нахожу возможным публиковать результаты своих и чужых исследований в более-менее систематизированной форме, а также периодически возвращаться к этой и другим темам и дорабатывать их.

Я думаю, что это неизбежный результат эволюции знаний. Мы растем, развиваемся, растет наш опыт и знание. Сейчас знание такое. Каким оно будет завтра? Кто знает?

P.S. Несколько позднее в дополнение к этой статье появилась статья: "Задача нахождения промежуточных опорных точек".

Валерий Чугреев, 22.02.2006

Copyright © 2007-2024   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   vchugreev.ru