Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Стратегия > Стратагемы > Стратагема № 14


Стратагема № 14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу

Примеры использования (описание).

Фрагменты из книги: Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.

Плюс фрагменты из книги А.И. Воеводина "Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана".



Ван Ман и его любовь к древностям

По-видимому, на мысли о Стратагеме № 14 наводят деяния императора Ван Мана, правившего в 8 - 23 гг. н. э. Чтобы упрочить свою власть, он, в частности, воспользовался в своих целях Школой древностей.

Когда после гибели Циньской династии, предпринявшей грандиозное сожжение произведений конфуцианской литературы, с 213 г. до н. э. предпринимались попытки восстановить труды классиков древности, в правление ханьского императора У (140-87 до н. э.) при чудесных обстоятельствах в стене дома, где когда-то жил Конфуций, были найдены рукописи, написанные архаической формой иероглифики.

Тех, кто изучал эти рукописи, стали называть "последователями Школы древностей". Происхождение текстов было сомнительным, и большинство ученых не верили в их подлинность. Но император Ван Ман и его люди целиком приняли их на вооружение. Рукописи были переизданы и при этом подчищены в направлении, соответующем планам Ван Мана. Были предприняты и другие переиздания древних текстов с фальсификацией.

Ван Ман старался доказать, будто все его начинания вдохновлены советами властителей и министров древности, дошедшими через древние рукописи. Относительно своих новых законов он утверждал, что они возрождают обычаи старых добрых времен. При этом он ссылался на сильно подправленные древние книги. В действительности выдуманные им законы никогда не существовали; либо Ван Ман перетолковывал в свою пользу подходящие места из древних текстов, либо вставлял в них фальсифицированные пассажи. Несомненно, поначалу Ван Ман и его клевреты занимались сознательным обманом, но с течением времени сами в него поверили.

Поскольку Ван Ман использовал для своих политических целей вырванные из контекста исторические примеры и прямую фальсификацию истории, напрашивается вывод, что он комбинировал Стратагему № 14 со Стратагемой № 7.

Вьетнамская историческая присяга

Истинные примеры из древности использовали ради современных политических целей и вьетнамцы, согласно комментарию "Жэньминь жибао" за июль 1978 г. Комментатор, не ссылаясь на Стратагему № 14, под заголовком "Кто разжигает национальную рознь?," рассуждает:

"Уже давно вьетнамские газеты и журналы распространяют репортажи об исторической агрессии китайских феодальных князей против Вьетнама. При этом чиновники и военачальники вьетнамских королевских династий всячески возвеличиваются и представляются в виде современных пролетарских героев. Вьетнамские власти ежегодно организуют различные мероприятия в память исторических событий или личностей, проявивших себя в борьбе с китайской агрессией. Распространяются бесчисленные исторические пьесы, рассказы, заметки, пропагандистские плакаты и фотографии. В средней школе изучается борьба Древнего Вьетнама с китайскими феодалами. Таким образом, всеми средствами создается образ агрcccopa с Севера... Это известный прием: говорить о старом, подразумевая новое".

Другими словами, постоянные воспоминания о давних нападениях Китайской империи на Вьетнам и героическом сопротивлении вьетнамского народа предстают здесь как средство разжигания вражды к КНР. Давно уже мертвые китайские агрессоры и их вьетнамские противники и являются тем "трупом", в который вдыхается новая жизнь посредством пропагандируемой вьетнамскими руководителями неприязни к КНР.

Мертвый победитель

Глава о Стратагеме № 14 в стратагемной серии комиксов, вышедшей в Лицзяне, содержит историю из 104-й главы уже многократно цитировавшегося романа "Троецарствие".

В 234 г. н. э. Чжугэ Лян, министр и стратег государства Шу, вел свой шестой поход против северокитайского государства Вэй. Его противником был Сыма И, командующий вэйской армией.

Поскольку длительное продвижение войск создавало проблемы со снабжением, Чжугэ Лян стремился как можно скорее добиться решающего сражения. Сыма И и вэйская армия, напротив, старались сделать войну затяжной и окопались на берегу реки Хуай.

Вновь и вновь Сыма И и его людей пытались принудить к открытому сражению. Но он не отступал от принятой тактики выжидания. Через некоторое время Чжугэ Лян отправил к Сыма И посланца со шкатулкой. Военачальники Сыма И, рвавшиеся в бой, решили, что Чжугэ Лян прислал гонца с объявлением войны. Они набились в палатку Сыма И, чтобы удостовериться в этом. Все не отрываясь следили, как Сыма И вскрывает письмо Чжугэ Ляна. В письме Чжугэ Лян насмехался над Сыма И, говоря, что он не командующий, а баба, дрожит за свою жизнь и боится смерти. Сыма И разгневался, но не показал виду и, улыбаясь, открыл шкатулку. Там лежали только женские платья.

Когда военачальники Сыма И увидели это и поняли, что Чжугэ Лян насмехается над их главнокомандующим, они тут же пожелали, чтобы посланец был казнен, а Чжугэ Ляну дан немедленный бой.

Согласно комиксу из Лицзяна, Сыма И ответил на это изречением Конфуция:

"Кто не проявляет терпимости, навлекает опасность на большие планы".

Вместо того чтобы казнить посланца Чжугэ Ляна, он пригласил его к обеду. За едой Сыма И избегал военных тем и осведомлялся только о жизненных обстоятельствах и здоровье Чжугэ Ляна.

Отпустив посланца восвояси, Сыма И сказал своим военачальникам: "Чжугэ Лян пытается воспользоваться стратагемой провокации. Мы ни в коем случае не должны на это попадаться. Ведь сам Чжугэ Лян сейчас очень плох здоровьем. Он переутомлен военными и политическими делами, не ест и не спит и, наверное, скоро умрет. Вы же, мои военачальники, должны быть готовы к его смерти. Как только придет эта весть, мы начнем битву".

И вэйская армия осталась в своих укреплениях, что очень опечалило Чжугэ Ляна. Война тянулась уже более 100 дней. Каждый день Чжугэ Лян советовался со своими военачальниками, как быть дальше, а по вечерам не мог заснуть, раздумывая, как бы победить Сыма И. Чжугэ Лян переутомился и стал харкать кровью; он все слабел и наконец умер.

Военачальники шуской армии были сражены горем и хотели немедленно заняться похоронами. Но оба командующих, Ян И и Цзян Вэй, следуя завещанию Чжугэ Ляна, убедили военачальников отложить погребальную церемонию. Тело Чжугэ Ляна положили в гроб, и армия получила приказ об отходе. Тут только Сыма И покинул свои укрепления и начал преследовать противника. По пути он поднялся на холм, чтобы с него взглянуть издали на шускую армию. Он увидел, что она держит те же боевые порядки, под теми же знаменами, что и при жизни Чжугэ Ляна. Сыма И вдруг испугался, не была ли весть о смерти Чжугэ Ляна ложной, и подумал, что этот слух распустили, лишь чтобы выманить его на поле битвы. Но по настоянию своих военачальников он вынужден был продолжить преследование. Вскоре шуская армия вдруг по сигналу остановилась и повернулась, готовая к бою, навстречу вэйцам. Это все была в точности тактика Чжугэ Ляна. Сыма И вновь охватили сомнения, и тут из-за деревьев показался

флаг главнокомандующего Шу и колесница, окруженная военачальниками, в которой, выпрямившись, сидел - по слухам, покойный - Чжугэ Лян. Как только Сыма И это увидел, он тут же отдал приказ к отступлению. Шуская же армия спешно продолжила свой отход, пока не оказалась в безопасности. Только тогда она приступила к погребальной церемонии. Впоследствии Сыма И узнал, что Чжугэ Лян действительно умер и в колеснице была кукла. Он тут же возобновил преследование, но противник был уже далеко.

Вэйские военачальники очень разозлились, что упущен шанс уничтожить шускую армию. Сыма И же сказал со вздохом: "Искусство, с которым Ян И вел войско, в точности походило на манеру Чжугэ Ляна, как будто дух покойного Чжугэ Ляна возродился в Ян И. Я попался на стратагему "Позаимствовать тело, чтобы вернуть душу".

Нострадамус во Второй мировой войне

Эллик Хоув в книге "The Black Game - British Subversive Operations against the Germans during the Second World War" (в Германии вышла в 1983 г. в Мюнхене под заголовком "Черная пропаганда: свидетельство очевидца о тайных операциях британской секретной службы во Второй мировой войне") сообщает, что во время Второй мировой войны в Великобритании вышла на немецком языке книга в 124 страницы под названием "Нострадамус пророчествует о ходе войны", которую распространяли в Германии. Томик содержал, в частности, пророчество Нострадамуса об убийстве Гитлера. Этим надеялись смутить суеверных немцев.

В данном случае мертвый уже в течение многих столетий Нострадамус - "труп" - был использован как носитель антинационал-социалистской пропаганды - новой "души".

Императрица Китая

В феврале 1977 г. Ван Буси рассуждал на страницах пекинской газеты "Гуанмин жибао":

"Поскольку открытая пропаганда в пользу "банды четырех" вызвала бы у населения обратную реакцию, "банда четырех" могла бить в пропагандистские барабаны только на окольных путях", - например при помощи Стратагемы № 14, которую Ван Буси тут же цитирует.

С этой целью пропагандисты "банды четырех" восхваляли, например, Люй Хо (241 - 180 до н. а). Люй Хо помогала своему супругу Лю Бану (ок. 250 - 195 до н. э.), основателю и первому императору династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.), в овладении государством, а после смерти Лю Бана осталась верной исполнительницей его заветов. Ван Буси считает, что это выдает намерение Цзян Цин после смерти Мао перехватить скипетр.

В 1974 г. в обращении группы пекинских писателей, выступавших иод общим псевдонимом Ляп Сяо, в идеализированном виде представлялся образ танской императрицы У Цзэтянь (624- 705). Во время смены династий она уверенно выступила на политическую сцену Китая. Жестокие методы - как то: применение тайных агентов, убийства и покушения, с помощью которых У Цзэтянь утверждала императорское величие (согласно комментарию газеты "Гуанмин жибао" от апреля 1977 г.), - прославлялись в изложении Лян Сяо как "удары, направленные против консервативных сил", "борьба с реакцией" и т. п. То, что в действительности являлось борьбой за власть, Лян Сяо выставлял как "политическую битву" между реформисткой У Цзэтянь и реакционными конфуцианцами. Представление У Цзэтянь как "женщины с новыми идеями" в действительности должно было прославлять Цзян Цин. Другими словами, "трупу" мертвой уже более тысячи лег У Цзэтянь вдохнули "душу" и политические амбиции супруги Мао Цзян Цин. возжелавшей, по мнению ее критиков, стать У Цзэтянь XX столетия.

Можно представить себе также следующую интерпретацию Стратагемы № 14: выставляется напоказ совершенно новое тело, но пробудившая его к жизни душа - старая. Попросту говоря, это называется "вливать старое вино в новые мехи", или "в новой обувке спешить по старой дорожке", или "приклеивать новые ярлыки к старым товарам".

Туман на плато 584

Во время корейской войны соединение китайской армии получило приказ удерживать плато 584 на южной стороне Анцзябу-на на реке Ханьган. В течение пяти дней было уничтожено более тысячи солдат противника. Недостаток снабжения и собственные высокие потери вынудили китайцев оставить плато, и 10 февраля в 8 часов утра его заняли американские войска. Как раз в этот момент поднялся густой туман. Видимость не превышала 10 метров. Это дало редкую удачную возможность подбираться к противнику незамеченным. Китайский командир проанализировал положение следующим образом: поскольку противник только что одержал победу, то его бдительность будет довольно слабой. Это обстоятельство следует использовать для немедленного нападения. В 8 часов 36 минут 26 еще боеспособных китайских солдат в американской форме под защитой тумана начали восхождение двумя отрядами, слева и справа. Когда правый отряд был на расстоянии ста метров от противника, они обнаружили, что американцы как раз начали подкрепляться. Определенно, они не приняли никаких мер предосторожности. Китайцы подобрались к противнику на расстояние пяти метров и открыли огонь. Противник был захвачен совершенно врасплох. Тут и левый китайский отряд добрался до вражеского лагеря. Американские солдаты не смогли правильно оценить количество нападающих и бежали сломя голову. Все сражение длилось около 10 минут. Было убито более тридцати солдат противника. И плато 584 вновь оказалось в руках китайцев.

В данном случае туман и беззаботность американцев оказались "трупом", который китайцы использовали для "возвращения души", то есть утраченного плато.

Из мира бизнеса

Согласно книге о стратагемах, изданной в Тайбэе, Стратагема №14 применяется также в деловом мире - например, когда в период кризиса ищут новых акционеров или кредиторов. Они в данном случае оказываются "трупом", а экономический подъем - "возвращением души".

И в заключение еще один пекинский комментарий:

"Никто не побеждает постоянно. Отступления - в порядке вещей. Но речь идет о том, чтобы сохранить на стадии неудач ясную голову, спокойно проанализировать положение и подобрать подходящий "труп", то есть воспользоваться всеми пригодными обстоятельствами, чтобы вновь взять инициативу в свои руки и превратить поражение в победу".


Харро фон Зенгер, "Стратагемы"


Новые религии

На данной стратагеме основаны многие новые религии. За основу берется существующее религиозное учение. Делается вывод о том, что его сегодняшняя практика находится в противоречии с корнями и основными идеями источника вероучения. Следует призыв вернуться к основам (истине, духовности, моральной чистоте, бедности, пр.).

Коммерческая реклама

Стратагема широко используется в коммерческой рекламе. Для придания веса торговой марке приводятся сведения о многовековом опыте создания продукта (пива, шоколада, часов, трусов), многолетней истории фирмы, ее устоявшейся репутации, известности, традициях.

Применение стратагемы Сталиным

Во время второй мировой войны по приказу Сталина был снят фильм "Александр Невский", в котором русское войско разгромило немецких псов-рыцарей на Чудском озере.

Использование стратагемы No 14 проявилось и в других решениях Сталина. С 1943 года в армии вновь были введены погоны. До этого времени знаки различия в Красной Армии находились на петлицах, а сами погоны считались отличительным признаком белогвардейской сволочи. В ходе Великой Отечественной войны Русская православная церковь, почти под корень уничтоженная Коммунистической партией Советского Союза в двадцатые - тридцатые годы, вновь начинает играть некоторую роль в жизни страны.

Использование стратагемы в политике

Во внутренней политике пальму первенства в использовании стратагемы "Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу" держит Коммунистическая партия Российской Федерации.

Совершенно непонятно, почему она (партия) так называется. Если сравнить основополагающие, программные документы коммунистов, например, "Манифест Коммунистической партии" и сегодняшние программы КПРФ, то становится совершенно ясно, что название партии используется исключительно для привлечения избирателей, поскольку от коммунистических основ и идей осталось, по существу, единственное - вывеска в виде названия.

Не будем вдаваться в теоретические дебри. Достаточно одного аргумента. Основа коммунизма - неприятие частной собственности на средства производства. Признание частной собственности в качестве легитимного экономического инструмента для коммунистов то же самое, что употребление свиного сала для правоверных мусульман или поклонение сатане у христиан. То есть явление не просто недопустимое, но находящееся в резком противоречии с основами веры и идеологии, вызывающее отвращение. Признание частной собственности - просто издевательство над коммунистической идеей.

А Китай нам в этом вопросе - не указ. Там в свое время использовалась та же вывеска для получения от Советского Союза конкретной военной и экономической поддержки. И использовалась эта вывеска очень эффективно, судя по сегодняшним результатам.

Во внешнеполитических процессах стратагема используется для решения различных прикладных задач. Иногда прямо противоположных. Хочешь подтвердить традиционно положительные исторические корни российско-французских отношений - вспоминай о дивизии "Нормандия-Неман", о том, что русские дворяне говорили сплошь на французском языке, и все русские очень любят шампанское, которое первоначально делали в Шампани. Надо Францию наругать, вспомним про поход Наполеона, сгоревшую Москву и французских мародеров. То же самое про Монголию - поставки мяса и тулупов во время Великой Отечественной войны с одной стороны, походы потомков Чингисхана, татаро-монгольское иго - с другой.

А.И. Воеводин, "Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана"

Copyright © 2007-2024   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   vchugreev.ru