Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Валерий Чугреев. Искусство стратегии и сталкинга. Карлос Кастанеда

Стратегия > Стратагемы > Стратагема № 31


Стратагема № 31. Стратагема красотки

Примеры использования (описание).

Фрагменты из книги: Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.

Плюс фрагменты из книги А.И. Воеводина "Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана".



Мягкостью одолевать жесткость

"Когда в далекие времена уведенная при набеге женщина впервые улыбнулась умыкнувшему ее мужчине, чтобы тем самым улучшить свою невольничью долю, она и стала зачинательницей стратагемы красавицы", - полагает Ли Говэнь. В основе стратагемы 31 лежит мысль о том, чтобы "мягкостью одолеть жесткость". Эта мысль восходит к Дао дэ цзин Лао-Цзы, где так говорится о воде: "Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного".

Стратагема 31 часто проводится с позиции силы, однако по своей сути является оружием более слабой, терпящей стороны. Противная сторона оказывается более слабой, когда соперник превосходит ее в физическом и умственном отношении, так что с технической и интеллектуальной стороны его нельзя одолеть. Стратагема 31 избирает своей мишенью нечто третье, а именно чувства противника. Чего нельзя достичь в жестком противоборстве, благодаря стратагеме 31 удается сделать в сфере страстей: противника подчиняют себе с помощью стратагемы плотского прельщения.

Ниже речь пойдет о политико-военном использовании стратагемы 31, где красавица выступает своеобразным оружием в руках проводника самой стратагемы. Китайский исследователь стратагем Юй Сюэбинь полагает, что при таком использовании стратагема 31 почти безопасна для ее проводника. Посредством стратагемы 31 можно извлечь наибольшую выгоду при крайне малых издержках, утверждает Ли Говэнь. С помощью стратагемы противник ослабляется опосредованно, через подсылаемую к нему женщину. Эта женщина предстает для него чем-то положительным, возможно, даже подарком судьбы, но втайне она преследует цель ослабить, завоевать, обезвредить или даже уничтожить противника. Стратагема 31 не принуждает, напротив, противник по собственному почину становится жертвой стратагемы. Даже если он потом понимает, что скрывается за этой красавицей, обычно никакой злости не испытывает.

Нелегко героям преодолевать "женские рифы"

Благодаря своей притягательной силе женщины могут скрутить в бараний рог героев, против которых бессильно всякое иное оружие, полагает Юй Сюэбинь. Поэтому и говорят, что "тяжко героям преодолевать "женские рифы". Разумеется, тогда это уже не герои. "Ввод" женщин может осуществляться наряду с гражданским и на военном поприще. На гражданском поприще стратагема 31 связана с плотским обольщением противника, а на военном заключается в непосредственном выдвижении женщин на передний край, чем достигается особое психологическое воздействие на врага.

Красавицу можно задействовать на виду у всех или тайком. Так, противную сторону можно свести с очаровательной женщиной в качестве участника переговоров, вследствие чего противная сторона, возможно, станет более сговорчивой. При скрытом использовании красавицы она появляется на сцене неожиданно, чтобы никто не знал, откуда она сама и что у нее на уме. Если при проведении стратагемы 31 открытое привлечение красавицы направлено на смягчение и запутывание противной стороны или расположение ее к себе, в скрытом случае выступающие без очевидного поручителя красавицы действуют прежде всего в качестве манка, лазутчиц и соглядатаев.

При осуществлении стратагемы 31 красавица действует по собственному почину, на свой страх и риск или же по заданию находящегося в тени проводника стратагемы. В последнем случае есть опасность, что красавица выйдет из повиновения и станет действовать не так, как задумывал проводник стратагемы. В известных китайских историях, где задействована стратагема 31, красавица обычно поет с чужого голоса.

Увлекаясь до беспамятства предметом вожделения

Согласно китайской литературе по стратагемам выражение для стратагемы 31 выступает еще и в переносном смысле. "Красавица" в таком случае олицетворяет то, что способно преодолеть "духовный редут" (Юй Сюэбинь) противника. В расширительном толковании стратагема 31 тогда оказывается "стратагемой подкупа". О разлагающем действии людей и вещей говорит уже конфуцианский классический труд Книга преданий: "Пристрастие к человеку губит добродетель, пристрастие к вещам губит замыслы".

Падкие до наслаждений и развлечений люди наряду с восхитительными, притягивающими к себе внимание вещами подходят для преследуемой стратагемой 31 цели, то есть ослабления противника мирным путем, без выстрелов. Противник обнимает облаченную в восхитительную одежду и украшенную очаровательной маской пагубу. Вместо "красавицы" может равно выступать красивый дорогой предмет или просто солидная денежная сумма. Естественно, перед проведением стратагемы 31 следует установить, что более всего нравится противнику и чем легче всего привлечь его внимание. "Красавицу" нужно преподнести как можно убедительней, чтобы противник ничего не заподозрил. Но в конце концов стратагема 31 обычно не является решающей. По крайней мере, в военном противостоянии зачастую оказывается неизбежным столкновение, однако посредством стратагемы 31 оно смягчается.

Взятка в обличье игры в китайское домино

Есть люди, которые не прочь заиметь "красавицу", но их отпугивает возможность стать жертвой стратагемы в случае принятия "красавицы". В таком случае требуется крайне искусная подача "красавицы", чтобы у противника создалось впечатление, будто, принимая "красавицу", он не попадается на крючок стратагемы. Так, можно дать взятку в виде приза за победу в партии в маджонг, проигрывая ее намеренно. Если дело сорвется, грозит всего лишь смехотворный штраф за участие в запрещенной азартной игре. Либо не разрешенные законом огромные комиссионные выплачивают в виде выигрыша в вещевой лотерее, чтобы нельзя было затем придраться. Те, кто равнодушен к всевозможным "красавицам" или не осмеливается вести себя недостойно, благодаря подобным фокусам незаметно для самих себя могут оказаться пленниками "красавиц".

Однако и стратагемно сокрытая стратагема красавицы в конечном итоге обнаруживается. Немало заключенных в китайских тюрьмах оказались жертвами стратагемы красавицы, будь то с привлечением действительно красавицы или просто предметов культуры, с использованием денег и материальных ценностей или приманиванием видным положением. Одним словом, всякий, принявший "красавицу", становится жертвой стратагемы. И это верно почти всегда. Все же лучше придерживаться позиции, заключающейся в том, чтобы держаться от этой стратагемы подальше, чем уповать на возможность отыскать средство, позволяющее не только ускользнуть от задуманной стратагемы, но еще и насладиться красавицей, полагает газета Народно-освободительная армия (Пекин, 5.01.1995), где в статье под названием "Можно ли в случае "стратагемы красавицы" завладеть "красавицей", но при этом сделать так, что до самой "стратагемы" не доищутся?" речь идет о расширительном толковании "стратагемы красавицы", причем получается, что стратагема красавицы во всех ее разновидностях не останавливается даже перед военными кругами.

Все дело в крепости "внутренних редутов"

Подобно стратагеме 17 стратагема 31, прежде всего в ее расширительном толковании, имеет дело с подношением. В обоих случаях проводник стратагемы получает больше, чем дает. Различаются обе стратагемы тем, что при стратагеме 17 стремятся непосредственно выменять малое на большое, тогда как при стратагеме 31 цель состоит в расхолаживании противника.

Предохраняться от обеих стратагем следует осторожным отношением к подношениям, делаемым без видимой причины. При малейших сомнениях нужно проявлять бдительность.

В случае необходимости надо отклонять подношения, избегая тем самым кроящейся за ними стратагемы. Впрочем, ввиду возможного искушения посредством стратагемы 31 следует закалять свою волю, чтобы не стать заложником плотской похоти. Ведь стратагема 31 бывает действенной лишь при отсутствии крепких внутренних редутов у намечаемой жертвы стратагемы. Решающим фактором успеха стратагемы является не внешняя сила обольщения, а внутренняя слабина. Защитой здесь выступает внутреннее самовоспитание. Если в разгаданной вами стратагеме 31 задействована красавица, можно с помощью красавца обратить ее в двойного агента, работающего уже на вас (см. стратагему 33), и с ее помощью расстроить вражескую стратагему.

Три года обучения для последующей засылки с целью обольщения

В древнейшем трактате о 36 стратагемах в главе, отведенной стратагеме 31, говорится: "Нельзя противостоять открыто могучему войску и мудрому военачальнику. Нужно принимать обстоятельства и следовать им. Отдать противнику свои земли означает лишь увеличить его могущество... Заплатить противнику золотыми слитками или кусками шелка означает лишь увеличить его богатства... Единственное подношение, которым следует задабривать противника, - это красивые девы, ибо такой дар ослабит его волю, навредит его здоровью и породит ропот среди его подчиненных. Таков был подарок, который [правитель царства Юэ] Гоу Цзянь преподнес Фу Ча. Так Гоу Цзянь сумел поражение превратить в победу".

Во главу угла своей направленной против уского правителя Фу Ча стратагемы Гоу Цзянь поставил Си Ши, "Елену китайской древности", которую можно также сравнить с ветхозаветной Эсфирь согласно замечанию крупнейшей европейской газеты отдавшейся персидскому царю Артаксерксу "ради своего народа". Дословно "Си Ши" означает "западная Ши", где "Ши" - ее родовое имя, а "западная" указывает на расположение ее мест рождения. Си Ши причисляют к четырем великим красавицам Китая, которым посвящена вышедшая в 1991 г. в Пекине книга Кроме того, "Си Ши" служит в Китае синонимом красавицы и соответственно, женской красоты и высочайшей похвалой, которой может удостоиться женщина. Естественно, образ Си Ши запечатлен во многих произведениях литературы и искусства прежде всего во всевозможных операх.

В хронике "Весны и Осени [владений] У и Юэ" Чжао Е, опираясь на исторические источники и присовокупляя к ним народные предания, описывает, как Гоу Цзянь задействовал прекрасную Си Ши в своей цепи стратагем против Фу Ча.

Четвертая из следующих друг за другом девяти уловок, которые посоветовал юэскому правителю его сановник Вэнь Чжун, обговаривая долгосрочный замысел уничтожения царства У, звучала так: "Мы посылаем ускому правителю красивых дев. Тем самым мы затуманим его рассудок и приведем в расстройство его дела".

Затем Гоу Цзянь разослал по всей стране соглядатаев на поиски красивых дев. Наконец, у подножия горы Чжуло отыскали двух прелестниц. Их отцы были дровосеками. Звались красавицы Си Ши и Чжэн Дань. Девиц доставили в столицу, нарядили в роскошные платья, обучили надлежащему обхождению, пляскам и пению и ознакомили с городской жизнью. По окончании их трехлетнего обучения Гоу Цзянь поручил своему старшему первому советнику Фань Ли преподнести обеих красавиц ускому правителю. Тот крайне обрадовался, сказав: "Подношение юэским правителем мне двух красавиц в качестве дани доказывает его безграничную верность". Его советник У Цзысюй стал предостерегать от приема такого дара, указывая на прежних правителей, которые из-за своей плотской похоти лишились престола и царства: "Если вы примете этих дев, будет несчастье. Я слышал, что юэский правитель денно и нощно изучал книги и бумаги. Он набрал несколько десятков тысяч готовых умереть воинов. Этот человек, оставшись в живых, воплотит свои замыслы. Он прислушивается к советам и окружает себя способными людьми. Закаляя волю, он носит летом шерстяное платье, а зимой - дерюгу. Я слышал, что мудрые мужи - сокровище для страны, а вот красивые девы - бедствие для страны". Уский правитель не внял увещеваниям своего советника и принял обеих красавиц. Следы одной из дев, Чжэн Дань, после этого теряются.

Известие о том, что Фу Ча принял дар и тем самым стал жертвой его стратагемы, крайне обрадовало Гоу Цзяня. Отныне помыслы Фу Ча были больше заняты прекрасной Си Ши, нежели делами его державы. Чтобы развлечь Си Ши, он повелел возвести роскошный дворец, что легло тяжким грузом на его подданных, и развлекался там со своей возлюбленной. На горе Линъянь близ Сучжоу еще сегодня видны развалины строений Фу Ча, сообщают Ван Кэфэнь и его соавторы в Истории танцовщиков Древнего Китая. Дела в У шли все хуже. В 475 г. до н. э. все кончилось. Юэский правитель Гоу Цзянь напал на уское царство, рухнувшее как карточный домик. Фу Ча покончил с собой.

Си Ши вернулась обратно в Юэ, откуда бежала вместе с Фань Ли, советником Гоу Цзяна, после победы своего повелителя более не чувствовавшим себя в безопасности, и ее следы теряются.

Представлять такую же ценность, как и Великая Китайская стена

"Браки между представителями Вьетнама и Камбоджи связаны с политикой ассимиляции, проводимой Вьетнамом в Камбодже после ее оккупации в 1979 г.", - утверждает Ли Чжи в пекинском журнале Всемирное знание, употребляя в этой связи выражение стратагемы 31. Он пишет: "Вьетнам действует двояко. Во-первых, вынуждает простых камбоджиек выходить замуж за вьетнамцев... Во-вторых, подбивает высокопоставленных камбоджийских чиновников жениться на вьетнамках... Тем самым посредством "стратагемы красавицы" Вьетнам намеревается обеспечить политико-идеологическое руководство камбоджийским марионеточным режимом..."

На примеры использования стратагемы 31 китайскими правителями прошлого при заключении браков с чужеземцами указывает Юй Сюэбинь, особенно выделяя придворную даму Ван Чжао-цзюнь. В 33 г. до н. э. она согласилась выйти замуж за Хуханье, могущественного вождя в 58-31 гг. до н. э. племени сюнну.

Этот брак даровал китайцам и хунну 70 лет мирной жизни*. Вот так можно было бы с помощью красавиц улаживать противоречия, мечтательно вздыхает Юй Сюэбинь и замечает: "Востребованная в нужный момент красавица по своей значимости оказывалась равноценной Великой стене в циньскую эпоху или 140-тысячному войску в ханьскую эпоху.

*Предание гласит следующее. В императорских так называемых дальних покоях скопилось столько гаремных женщин, что повелитель [император Юань-ди] не мог найти времени для их обхода. Тогда он велел придворным художникам сделать портрет- каждой из них и, судя по изображениям, призывал к себе ту или другую. Одалиски, поняв секрет, старались подкупить мастера, чтобы он изобразил их более красивыми, чем они на самом деле были. Но Ван Чжао-цзюнь, гордясь своей красотой, не пожелала унижаться до подкупа и мастеру не дала ничего. Тот изобразил ее за это уродом, а император, взглянув на портрет, не удостоил ее приглашением. В 33 г. до н.э. хуннуский хан захотел породниться с императорским домом культурной страны, которую он притеснял, продолжая дело своих предков. Тогда для него, как для варвара, выбрали, судя по портретам придворных живописцев, самую уродливую из гаремных затворниц. Таковою оказалась Ван Чжао-цзюнь. Перед тем как отправиться к месту своего назначения, она явилась откланяться своему повелителю. И вот тогда разыгралась драма. Красота ее ослепила и императора, и всех придворных с такой силой, что они тряслись от невиданного зрелища. Император, который уже неоднократно нарушал свое слово, данное варвару-союзнику, был в отчаянии, но поделать ничего не мог. Разобравшись, в чем дело, он тут же приказал четвертовать и разбросать по кускам придворных мастеров, конфисковав вес их имущество. Но было уже поздно -Ван поехала к хуннускому хану. Судьба несчастной девушки тронула современников, и они сложили в ее честь песнь, вызвавшую впоследствии мною подражаний (см. В. Алексеев. Труды по китайской литературе).

Исподволь извести своего соперника в облавных шашках

Уже в шестнадцать лет Хуан Лунши (1651 - 1б90-е) стал лучшим китайским игроком в "го". Го - японское наименование вэйци ("облавных шашек"], зародившейся в Китае древней настольной игры, где белые и черные камни стремятся захватить наибольшее пространство на доске. Через Японию эта игра приобрела международную известность, чем и объясняется закрепившееся за ней название "го". В середине правления императора Канси (у власти 1662-1722) Хуан безраздельно господствовал в облавных шашках. Исследователь конфуцианских сочинений Янь Жоцюй причислял Хуан Лунши к "четырнадцати мудрецам" цинской династии, где остальных представляли высокочтимые ученые и литераторы. Все это указывает на то, сколь высоким уважением пользовались тогда облавные шашки, весьма приспособленные к тому же к выработке стратагемного мышления.

Время и обстоятельства смерти Хуан Лунши неясны. На основании некоторых свидетельств можно заключить, что он ушел из жизни достаточно молодым. Газета Вечерний Пекин от 30.01.1994 г. поместила два старинных текста, согласно которым Хуан Лунши пал жертвой стратагемы 31. В соответствии с одним текстом три соперника Хуан Лунши, терзаемые завистью, "прельстили его непристойной музыкой и плотскими утехами, отчего у него помутился рассудок, он заболел и умер". Если верить другому источнику, то некий Сюй Синъю, пробившийся в ряды сильнейших китайских игроков, не мог смириться с тем, что Хуан Лунши затмевал его своей славой. Сюй Синъю был очень богат, он пригласил Хуан Лунши жить к себе. Там он устраивал для своего гостя обильные угощения с выпивкой, окружал его красавицами. Спустя три года силы Хуан Лунши были подорваны, и он вскоре умер. Отсюда можно заключить, пишет Пекинская вечерняя газета, что Хуан Лунши погиб от вина и плотских излишеств.

Приманивать покупателей красавицами

Потребители чуть ли не на каждом шагу сталкиваются со стратагемой 31. С листков календарей и обложек журналов, равно как и с рекламных щитов, на них призывно смотрят статные девицы. Большие тиражи бульварных газет держатся во многом благодаря двум стратагемам. Опираясь на стратагему стервятника 5, там во всех подробностях описывают чудовищные преступления и человеческие заблуждения, зачастую в сопровождении фотографий с кровавыми сценами, а руководствуясь стратагемой сладострастия 31, украшают страницы изображениями красавиц и печатают сведения похотливого свойства. И на телевидении полагают, что с помощью стратагемы 31 можно повысить свой рейтинг: "Показы мод, телевизионные шоу, реклама: ныне они уже нуждаются в "кварталах красных фонарей" в качестве декораций" (заголовок фоторепортажа в газете Билъд. Гамбург, 21.11.1998). В центре при этом стоят вовсе не красавицы. Они всего лишь помогают заманить покупателя и тем самым заработать денег. Красавица выступает средством в достижении цели, каковой она выступает и в самой стратагеме. Здесь речь идет не об устранении жертвы стратагемы, а о выманивании через нее денег.

Веснушчатая китаянка

Один китайский юноша уже год как был влюблен, только вот веснушки на лице его пассии ему не нравились. Поэтому, прочитав в газете объявление о высылаемом почтой средстве для отбеливания кожи, действующем в течение десяти дней, он тотчас отправил требуемые тридцать юаней и стал ждать. Получив уведомление о подорожании почтовых услуг, молодой человек хоть и с зубовным скрежетом, но внес дополнительную сумму. Наконец средство было получено. Однако после трех дней применения состояние кожи на лице его подружки заметно ухудшилось. Пришлось обратиться в больницу, где выяснилось, что пресловутое средство по уходу за кожей является самой настоящей липой. Юноша, будучи сотрудником газеты, написал письма в общество защиты потребителей и в журнал, где было напечатано объявление. Позже он узнал, что за распространение негодного косметического средства был задержан один шестидесятилетний мужчина, прежде судимый. Обо всем этом сообщает Китайская молодежь, печатный орган Коммунистического союза китайской молодежи, в статье под названием "Ставшие из-за доверчивости жертвой стратагемы красавицы" (Пекин, 20.02.1992, с. 3). Пожалуй, правильней здесь было бы говорить о "стратагеме [обещанной] женской красоты".

Харро фон Зенгер, "Стратагемы"


Примеры из библии

В истории много раз бывали ситуации, когда мужчины совершенно теряли голову из-за женщин и этим губили себя и свое войско. Примеры таких случаев приведены в Библии.

У израильтян, которые в тот момент находились под властью филистимлян, родился Самсон. Он был "охраняемым Богом" и обладал неимоверной силой. За свою жизнь Самсон совершил немало подвигов. Он голыми руками разорвал льва, в одиночку сражался с целым войском противника, используя в качестве оружия ослиную челюсть, и сделал много другого, заставив врагов бояться себя.

Филистимляне были крайне заинтересованы в нейтрализации Самсона, но они понимали, что обычные методы для этого не годятся. Тогда они стали отрабатывать связи Самсона и на этом пути их ждала удача.

Самсон имел роман с некой Далилой. Именно Далила по заданию филистимлян выяснила, что сила Самсона находится в его волосах. Она же и обстригла Самсона, когда он доверчиво уснул на ее коленях. После этого Самсон был схвачен и ослеплен.

Финал этой истории таков. Решили филистимляне покуражится и выставили Самсона на всеобщее глумление. Происходило это в большом здании. Но у Самсона постепенно отрастали волосы и возвращалась сила. Собрался Самсон с силами, разорвал цепи и обрушил колонны, на которых держалось здание. Погиб и Самсон, и все присутствующие.

Другая библейская история. Ассирийский военачальник Олоферн взял в осаду израильский город. Из города в стан царя была направлена прекрасная женщина по имени Юдифь, которая получила непосредственный доступ к Олоферну.

Через несколько дней, ночью, после пира, Юдифь отрубила Олоферну голову в его же шатре, его же мечом.

Поскольку по распоряжению Олоферна Юдифь имела возможность беспрепятственно передвигаться по лагерю и уходить для молитвы за его пределы, она без проблем покинула лагерь, унося с собой голову полководца.

Утром израильтяне, вдохновленные головой ассирийского военачальника, совершили вылазку и напали на лагерь неприятеля. Ассирийцы побежали в шатер к Олоферну, нашли его обезглавленным, впали в панику и были разбиты.

Распутин

Можно не подсылать новую женщину, а использовать имеющуюся. Именно так и поступил старец Распутин. Влияние на женскую часть семьи императора России позволило ему в значительной мере контролировать все царское семейство и оказывать значительное влияние на исполнительную власть в целом.

А.И. Воеводин, "Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана"


Никита Кривошапко 22.08.2014 23:41
В Случае с Гаем Марцием Кориоланом
первым легендарный представитель рода Марциев, получивший почётный когномен за взятие столицы вольсков Кориол в 493 г. до Р. Х. Красавицами в определенном смысле выступили его собственные жена и мать.
Когда в следующем году в Риме начался голод, из Сицилии прибыло зерно и Кориолан, ставший во главе патрицианской партии,[1] предложил продавать его по низким ценам, если плебеи откажутся от трибунской защиты. Трибуны вызвали его в суд, причём это был первый случай вызова патриция на суд плебеев.[1] По Ливию Кориолан на суд не явился, а отправился в добровольное изгнание к вольскам и начал искать повод к войне с Римом. По Дионисию Кориолан присутствовал на суде, успешно выступил в свою защиту, но был всё-таки осуждён, так как вскрылся факт присвоения военной добычи, захваченной во время похода против анциатских вольсков. Возглавив вместе с вольским аристократом Туллом Ауфидием собравшихся у Ферентинского источника вольсков, Кориолан довёл их войско до Рима и только посольство женщин во главе с его женой Волумнией и матерью Ветурией тронуло его сердце, и он отвёл вольсков от города, за что был убит ими как предатель, и в Риме патрицианские женщины носили о нём траур в течение года

[Ответить]
Никита Кривошапко 22.08.2014 23:46
Под стратагему так же попадает библейская история Иоанна Крестителя и Саломеи.

[Ответить]

Оставить комментарий

Ваше имя:

Сайт: (не обязательно)

Введите символы: *
captcha
Обновить

Copyright © 2007-2017   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   http://chugreev.ru   vchugreev.ru