![]() Карлос Кастанеда и его наследие |
||
Стратегия
Сталкинг
Разное
Сайт
Другие мои проекты
|
Доктрина Сунь-цзыI: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, II: 1, 2 3 Будет показано, что наиболее легкой для населения и успешной Сунь-цзы считает войну не только быструю, но и хорошо подготовленную. Ввиду этого в его трактате довольно много места отведено вопросам этой подготовки. Сунь-цзы различает две стороны этой подготовки: политическую и чисто военную. В чем выражается внутриполитическая подготовка? На этот вопрос Сунь-цзы отвечает точно: воевать можно тогда, когда достигнуто такое положение, что "мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений" (I, 3). Единство правителя и народа - таково первое условие войны, первое требование внутриполитической подготовки. Важен и результат этого единства: "народ не знает в этом случае ни страха, ни сомнений". В другом месте Сунь-цзы дает более широкое толкование этого единства; он подчеркивает необходимость наличия единства у всех слоев населения: "Побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания" (III, 8). К области военной подготовки в узком смысле этого слова Сунь-цзы относит: прежде всего, конечно, формирование армии (VII, 1), ее оснащение (II, 2); затем хорошую ее организацию, надлежаще поставленное руководство и налаженное снабжение (I, 3). Организация армии в основном заключается, по его мнению, в установлении системы подразделений и построений (V, 1, 2). Ввиду того что управление строем и действиями армии в те времена осуществлялось с помощью звуковых сигналов - ударами в барабаны и гонги, звуками флейт и звоном колокольчиков, а также с помощью зрительных сигналов - знамен, штандартов и значков, необходима точная организация этого дела (VII, 11). Налаженное снабжение выражается в регулярном подвозе к месту операции боеприпасов и провианта. Из всего этого слагается полнота боевой подготовки. Сунь-цзы в весьма энергичных выражениях требует этой подготовки: "Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю его нападение на себя невозможным для него" (VIII, 6). Во многих местах своего трактата, особенно в VI главе, Сунь-цзы развивает особое Учение о "полноте", под чем подразумевает прежде всего именно полноту боевой подготовки. Ей он придает настолько серьезное значение, что советует: "Если у тебя вообще что-либо хуже (чем у противника. - Н.К), сумей уклониться от него" (III, 4). Очень большое значение Сунь-цзы придает полководцу. Удачный выбор полководца - вернейший залог успешности войны. Сунь-цзы всегда очень высоко оценивает роль и значение полководца. "Полководец для государства - все равно что крепление у повозки: если это крепление пригнано плотно, государство непременно бывает сильным; если крепление разошлось, государство непременно бывает слабым" (III, 5). Хороший полководец - "сокровище для государства" (X, 12). Сунь-цзы считает возможным даже сказать: "Полководец, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государства" (II, 15). В связи с этим Сунь-цзы предъявляет полководцу очень высокие требования, в первую очередь касающиеся его как личности. Он требует от него прежде всего наличия пяти качеств: ума, беспристрастности, гуманности, мужества, строгости. При этом характерно, что Сунь-цзы, считая необходимым, чтобы полководец обладал всеми пятью качествами, все же на первое место ставит ум. В своем трактате он называет полководца, "умеющего вести войну", не иначе как "умным", "мудрым". Эти пять качеств составляют необходимую принадлежность полководца как человека. Кроме них Сунь-цзы предъявляет к нему ряд специальных требований как к руководителю армии. Но об этом ниже. Николай Конрад |
|
Copyright © 2007-2023   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   v
![]() |