Изучение принципов сталкинга

Есть две причины написания этой статьи, первая — часть участников тех курсов, которые я проводил ранее, выразила сожаление о том, что курсы были свёрнуты. Вторая причина — я переосмыслил свой путь и изменил отношение к организации и содержанию обучения.

Здесь я попробую сформулировать текущее понимание кастанедовской традиции и предложу альтернативу курсам. Если все пойдёт так, как я задумал, если у меня хватит на это терпения, времени и сил, то будет серия статей, объединённых одной темой: принципы сталкинга и их практическое освоение. Если хотите, то это тот же курс сталкинга, но в новой, современной интерпретации. Типа версия доработанная и исправленная).

Если пойдёт не так, как я задумал, то как минимум будет эта вводная статья, но это не повод для расстройства. Уверяю, что этого вполне достаточно. Если вы серьёзно и вдумчиво отнесётесь к написанному, то это тоже поможет начать или продолжить свой путь.

Философия сталкинга

Я понимаю, что слово философия может вызвать у кого-то раздражение, опасение или просто недоумение. «Какая ещё философия, Валера?! Ты давай ближе к жизни, к практике, скажи уже, что делать?» Кончено, я об этом скажу, но чуть позже, для начала нам нужно определиться со смыслом и содержанием сталкинга.

Меня лично, как, наверное, и многих других ещё в вузе, а затем и в аспирантуре довольно сильно грузили всякой разной, преимущественно западной философией. Никакого удовольствия я от этого не получил. Скорее получил даже отторжение, антипатию к целому ряду западных философов. Но на самом деле это хорошее слово, в переводе с древнегреческого это «любовь к мудрости». А то, чему учат в вузах — это просто издержки несовершенного образовательного процесса. И проблема здесь даже не в западной философской школе или в отдельных её представителях, проблема в подаче материала, проблема в навязывании этой школы в качестве основной, центральной.

Сама идея философии в том, чтобы задуматься о жизни, возможно изменить к ней отношение, заглянуть в себя, понять своё место в этом мире и уточнить свои цели. Что же в этом плохого? Хорошая, т.е. подходящая лично вам философия даёт опору, ориентиры, позволяет уточнить свои жизненные ценности и устремления.

Я мог бы назвать это «мировоззренческие и ценностные ориентиры, а также способы их воплощения в жизнь», суть бы от этого не поменялась, но, согласитесь, философия звучит короче.

Чтобы это не звучало слишком абстрактно позвольте мне привести пример такого ориентира.

— Я все время пытаюсь жить по твоим советам, — сказал я. — Может быть, у меня не всегда все получается, но я делаю все, что могу. Можно ли назвать это безупречностью?

— Нет. Ты должен делать нечто большее. Ты должен постоянно превосходить самого себя.

***

Безупречность — это делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечён.

— Дон Хуан, я считаю, что всегда делаю лучшее, что могу. Но очевидно — это не так…

Ключом к безупречности является чувство времени. Запомни: когда чувствуешь и действуешь как бессмертное существо — ты не безупречен. Оглянись вокруг. Твоё представление о том, что у тебя есть время, — идиотизм. Нет бессмертных на этой земле.

***

— Я стараюсь, как только могу, — сказал я.

— Нет. Я не согласен. Ты не стараешься, как только можешь. Ты сказал так, потому что для тебя это звучит красиво. Ты говоришь так обо всем, что бы ты ни делал. Ты годами стараешься, как только можешь, и все без толку. Что-то нужно сделать, чтобы с этим покончить.

Это компиляция высказываний о безупречности из 3-й и 4-й книги («Путешествие в Икстлан» и «Сказки о силе»). Это прекрасные слова и отличный ориентир.

Вы можете сказать, что это сложно воплощать, что это требует большого упорства и настойчивости. И я соглашусь, но применяя это день за днём в больших и малых делах, вы приедете к этому. Это станет нормой, чем-то естественным и привычным для вас.

Другой закономерный вопрос — а зачем? Ответ на этот вопрос есть в книгах Кастанеды, там говорится о личной силе, которая зависит от безупречности. Можно продолжить этот разговор, обсудив концепцию личной силы, но я ограничусь своим опытом и выводами.

1) Безупречность даёт удовольствие от действий, от прикладываемых усилий. Просто сравните, что вам доставляет большее удовольствие: сделать что-то по привычке, небрежно, «на отвали» или сделать работу хорошо, вложить в неё свою душу? Ответ очевиден.

2) Безупречность пробуждает осознание. Стремясь что-то делать хорошо вы неизбежно будете вкладывать в это своё внимание, вы будет прилагать усилия, чтобы удержать на этом внимание. Усилия по удержанию/сборке внимания — это очень ценные усилия, которые развивают волю.

Небольшое, но важно уточнение: понял я это сильно позже того, как прочитал про безупречность. Сначала мне это просто понравилось, это звучало правильно, это было созвучно моим ценностям и убеждениям, но то, что это имеет практическую ценность, я понял позже. В этом проблема многих учений, философских систем: мы читаем, слушаем, находим что-то созвучное нам, но этого мало, нужно брать и применять это в своей жизни, буквально жить этим. И только потом, может быть годы спустя, это станет частью вас и вы поймёте, что имел в виду автор.

Говоря о сталкинге, мы имеем в виду путь воина, изложенный в книгах Кастанеды, т.е. сталкинг — это часть путь, его срез. Поэтому по-хорошему стоит познакомиться с книгами Карлоса Кастанеды (как минимум с 3-й и 4-й) или хотя бы с выжимкой принципов пути воина, изложенных в книге «Колесо времени». Можно почитать мою подборку: «Принципы пути воина (часть 1-3)» и «Принципы пути воина (часть 4-5)».

Теперь все же вернёмся к сталкингу. Есть важный, базовый принцип, с которого все начинается:

Самым первым принципом сталкинга является то, что воин выслеживает самого себя, сказал он. — Он выслеживает самого себя безжалостно, искусно, терпеливо и мягко.

Карлос Кастанеда, «Сила безмолвия».

Здесь два момента — это идея самовыслежвания и настроение, с которым выполняется выслеживание. Про настроение мы сейчас не будем говорить, это отдельная тема, а вот про самовыслеживание я поясню.

Вообще когда-то давно я уже писал на эту тему: «Самовыслеживание». Из написанного ранее ещё раз отмечу отличие самовыслеживания от саморефлексии. В одном случае мы опираемся на внимание, в другом на разум. Когда мы анализируем причины своих поступков и реакции, мы задействуем разум. Нет ничего плохого в саморефлексии, в самоанализе, но смовыслеживание — это здесь и сейчас, а самоанализ это когда-нибудь потом. У вас просто не хватит ресурсов отслеживать себя и одновременно себя же анализировать.

Самовыслеживание — это непрерывный поток событий, трудноуловимых чувств и мыслей, которые вы в лучшем случае просто заметите, но чтобы изучить их, разобраться «что, зачем и почему» вам потребуется куча свободного времени и внимания.

Иногда это имеет смысл прояснить, например, когда происходят яркие события, когда вы проявляете сильную реакцию на происходящее, тогда полезно сесть и разобраться в себе: почему именно такая реакция, что её спровоцировало, повторяется ли она и т.д. Но чаще всего события и реакции вполне заурядные, нет смысла как-то сильно рефлексировать и погружаться в их анализ, достаточно просто отслеживать чувства и мысли. А для этого нужно удерживать внимание, и это опять про волю, мы удерживаем внимание за счёт воли.

Теперь про семь принципов.

Первым принципом искусства сталкинга является то, что воин сам выбирает место для битвы. Воин никогда не вступает в битву, не зная окружающей обстановки.

Отбрасывать все лишнее — второй принцип искусства сталкинга. Воин ничего не усложняет. Он нацелен на то, чтобы быть простым.

Всю имеющуюся в его распоряжении сосредоточенность он применяет к решению вопроса о том, вступать или не вступать в битву, так как каждая битва является для него сражением за свою жизнь — это третий принцип искусства сталкинга. Воин должен быть готовым и испытывать желание провести свою последнюю схватку здесь и сейчас. Однако он не делает это беспорядочно.

Воин расслабляется, отходит от самого себя, ничего не боится. Только тогда силы, которые ведут человеческие существа, откроют воину дорогу и помогут ему. Только тогда. Это и есть четвертый принцип искусства сталкинга.

Встречаясь с неожиданным и непонятным и не зная, что с этим делать, воин на какое-то время отступает, позволяя своим мыслям бродить бесцельно. Воин занимается чем-то другим. Тут годится все, что угодно. Это пятый принцип искусства сталкинга.

Шестой принцип искусства сталкинга: воин сжимает время, даже мгновения идут в счёт. В битве за собственную жизнь секунда — это вечность, которая может решить исход сражения. Воин нацелен на успех, поэтому он экономит время, не теряя ни мгновения.

Чтобы применять седьмой принцип искусства сталкинга, необходимо использовать все остальные принципы, так как он сводит воедино предыдущие шесть: сталкер никогда не выдвигает себя на первое место. Он всегда выглядывает из-за сцены.

Карлос Кастанеда, «Колесо времени».

Если очень коротко сформулировать суть принципов, то это стратегии для внутреннего и внешнего мира. Они предлагают методы работы над собой и дают преимущество в жизненных ситуациях. Просто для примера, про территорию из первого принципа. Очевидно, полезно знать где, что находится в городе, знать его улицы, дороги, заправки, кафе, парковые зоны. Не менее полезно знать про привычки и особенности поведения людей, с которыми вы общаетесь, ведёте совместные дела. Но это ещё и про ваш внутренний мир, это опять привычки, но уже ваши, слабые и сильные стороны в контексте разных ситуаций и т.д.

И так можно про каждый принцип, есть и внутренняя и внешняя сторона. И хорошее, качественное освоение принципов затрагивает оба этих момента. Конечно, есть нюансы, есть какие-то вещи, на которые стоит обратить внимание. Надеюсь, что мы до них ещё доберёмся, но и без меня вы сами в состоянии найти что-то полезное для себя. Нет никакого абсолютного знания, нет самой правильной и точной трактовки этих принципов. Есть курс, направление движение, если вы пойдёте туда, куда указывают принципы, вы обязательно откроете свои тонкости в их понимании и применении.

Подход к практике этих принципов ровно такой же как и к другими философскими принципами — берите то, что вам по душе и применяйте в своей жизни.

Организация практики

Что-нибудь такое сделай и ты: поешь как человек, выпей как человек, приведи себя в порядок, женись, роди детей, прими участие в государственных делах, выдержи поношение, стерпи брата вздорного, стерпи отца, стерпи сына, соседа, спутника. Вот что ты покажи нам, чтобы мы увидели, что ты поистине научился чему-то философскому.

Эпиктет. Беседы.

Мне кажется в словах этого известного стоика выражен очень точный посыл. Нет какой-то абстрактной философии, есть жизнь во всем её многообразии. И только проживая эту жизнь, решая повседневные дела, мы можем как-то продвинуться, пройти по пути нашего развития.

А чем это отличается от простого проживания? Ну типа живут же люди как-то и не вникают во всякую там философию. В чем отличие жизни философа или если вам больше нравится воина (в дон хуановском определении)? Наверное в том, что в отличие от обычного человека у воина есть курс, он понимает куда и зачем он идёт. Жизнь — это декорации, в которых воин играет свою роль, раскрывая себя и свой потенциал. Поэтому любые философские принципы, в том числе и принципы сталкинга неотделимы от жизни того, кто их применеят. Именно поэтому говорить о каком-то универсальном подходе или предлагать универсальные обучающие курсы — это глупо. Возможно, кому-то что-то и пригодится, но как показываем мой опыт обучающей деятельности КПД таких курсов мизерный.

Только вы сами в состоянии выстроить свой «курс» исходя из условий своей жизни. Можно провести ревизию ваших возможностей, где и когда вы можете заниматься, чем именно вы можете заниматься в эти моменты? Примерно об этом я писал в одной из своих статье о стратегии: «Всему свое время» (тоже самое, но на другом ресурсе).

По словам Флоринды, на лечение ушёл год. За это время бенефактор познакомил её с правилом и муштровал, как солдата, в искусстве сталкинга. Он заставлял её применять принципы сталкинга ко всему, чем она занималась ежедневно, начиная с самого малого и не пропуская ничего в жизни.

Карлос Кастанеда, «Дар орла».

Сложно придумать более точного и конкретного указания о том, что делать. Везде, всегда, во всем. Другое дело, что в каких-то ситуациях одни принципы будут более уместны, чем другие, но какие именно никто кроме вас не определит. Это ваша жизнь, ваши ситуации.

Что касается упражнений, то сейчас я отношусь к ним скорее скептически. В рамках обучающего курса они были, и, наверное, часть из них я приведу, если, конечно, продолжу дальнейший разбор принципов сталкинга, но реально они не так важны, как может показаться на первый взгляд.

Проблема с упражнениями ровно та же, чем они конкретнее, тем сложнее они их применить в разных жизненных условиях. А абстрактные упражнение сложно применить из-за того, что требуется фантазия и упорство, чтобы адаптировать их под себя.

Для примера возьмём упражнение на остановку внутреннего диалога: «Ходьба силы». Оно достаточно конкретное, чётко и понятно сформулировано, что и как нужно делать. Допустим, есть 100 мотивированных человек, которые почитают условия упражнения и захотят его выполнять. Но для этого упражнения нужно много и часто гулять пешком. Выясняется, что 80 человек из 100 перемещаются по городу преимущественно на машине, а гулять пешком им просто некогда (в силу разных причин). Из 20 оставшихся 10 могут перемещаться только недолго и только на короткие расстояния (типа из дома в магазин, всей ходьбы на пять минут). Остаётся 10 человек, но вот ведь незадача, только 5 из них могут воспроизвести то самое внутреннее состояние, которое необходимо для остановки внутреннего диалога.

В итоге из 100 человек 5 смогут получить пользу от упражнения, а остальные навряд ли. А 5% это вообще много или мало? По своему опыту скажу, что это очень много. На самом деле я описал идеальные исходные условия, 100 мотивированных человек — это прямо скажем из области фантастики. Даже те 5, которые реально могут что-то вынести, вряд ли все они будут заниматься регулярно или заниматься достаточно долго, чтобы в полной мере освоить остановку внутреннего диалога.

Впрочем какие-то упражнения действительно могут пригодиться. Вот одно из таких полезных упражнений для освоения принципов сталкинга (и не только их) — «Мантра». Будет этот способ полезным для вас я не знаю, но попробовать стоит.

***

В качестве заключения я хотел бы затронуть такую важную тему, как самомнение. Это то, что реально может помешать в вашей практике. Хорошие слова на этот счет есть у того же Эпиктета.

В чем состоит первое дело занимающегося философией? Отбросить прочь мнимое знание. Невероятно ведь, чтобы кто-нибудь начал учиться тому, в чем он мнит себя знающим.

Эпиктет. Беседы

Как только вы начинаете считать, что уже что-то поняли, освоили и вообще на фоне других прямо молодец, все, считайте, что ваше продвижение по пути остановилось. Думаю, что именно в таком контексте стоит воспринимать слова Флоринды про тайну.

«- Для воина мир не является подушкой, чтобы смягчить толчки, поэтому он должен иметь правила, — продолжала она. — Однако правило сталкеров приложимо ко всему.

Первое предписание правила состоит в том, что все окружающее нас, является непостижимой тайной.

Второе предписание правила состоит в том, что мы должны пытаться раскрыть эту тайну, даже не надеясь добиться этого.

Третье предписание состоит в том, что воин, зная о непостижимой тайне окружающего мира и о своем долге пытаться раскрыть её, занимает своё законное место среди тайн и сам себя рассматривает как одну из них. Следовательно, воин не знает конца тайны бытия, будь то тайна бытия камешка, муравья или его самого. Каждый равен всему остальному».

Карлос Кастанеда, «Дар орла».

И на этом я пожалуй закончу.

Валерий Чугреев, 29.02.2024

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
Евгений
9 месяцев назад

Валерий,
удивительно, несколько раз в год внутренний голос подсказывает зайти на сайт и перечитывать «Принципы пути воина» в 2х частях.

Они как концептуальны, так и предельно практичны.
Каждый раз точка сборки чуток меняется — иначе смотришь на себя\ситуацию

На этом блоге впервые, благодарю за статью и «вклад в человеческий дух».

Похоже, в начале весны у вас зов снова творить!

Прохожий
Прохожий
9 месяцев назад

Тяга осталась. А куда и не ясно. Людям вроде надо, но разочарование в людях и в эффективности (да и целесобразности) всего этого. Нужно либо заниматься, либо не заниматься. Нет смысла пережевывать пережеванное — если оно так ничего и не дало.
Спасибо за статью.

Мирослав
Мирослав
8 месяцев назад

Спасибо большое, за то что продолжаешь развивать свой блог. Я считаю твои статьи вкладом в человеческий дух. Их не много но все они глубокие по содержанию и смыслу. Я их читаю уже 8 лет и накладываю их на свой пережитый опыт, получаю решения своих текущих задач.