Про остановку внутреннего диалога и не только

Лично у меня интерес к этой практике возник давно, еще в 1993 году мне в руки попала книга Сэкида Кацуки «Практика дзен. Железная флейта. 100 каонов дзен». Собственно, не будет преувеличением сказать, что какое-то осмысленное движение по пути саморазвития началось с этой книги. Практически сразу у меня тогда появились и книги Кастанеды, в которых эта тема с ОВД (остановкой внутреннего диалога) получила свое развитие.

В общем можно сказать, что занимаюсь я этим давно, но лишь относительно недавно (примерно полгода назад) пазл сложился и сам подход к ОВД эволюционировал во что-то более зрелое. Конечно, эти откровения субъективны и вполне вероятно, что это просто еще одна ступень к познанию. Но это неважно, я хочу и могу поделиться своими соображениями. Может быть, кому-то это пригодится, и он/она сможет сэкономить свое время. Даже если таких людей будут считанные единицы – это стоит затраченных усилий по написанию текста.

Вообще любое сложное, затратное дело (и ОВД в том числе) подчиняется двум составляющим: 1) мотивация и 2) правильное выполнение. Можно было бы сюда добавить еще одну составляющую: упорство, настойчивость в достижении цели, но все-таки кажется, что это производная мотивации. И тот порядок, в котором эти составляющие перечислены именно такой. Мотивация важнее знания о том, как правильно делать. «Зачем» важнее «Как». Обладая мотивацией человек рано или поздно найдет правильный способ. Я же нашел его примерно за 30 лет)

Однако начну я все же со способов, т.е. сначала я расскажу, как правильно делать, а потом перейду к объяснению зачем. Такая последовательность изложения просто удобна для меня, так мне проще связать мысли, выстроить целостную картину.

Но перед тем как начать, давайте определимся, а что же такое внутренний диалог, что останавливать?

Во-первых, это внутренняя болтовня, т.е. буквально мысленное проговаривание слов и предложений. Оно может проявляться в виде внутреннего монолога или диалога с воображаемым собеседником, а может в виде каких-то обрывков фраз. Этот слой проявления внутреннего диалога проще всего заметить.

Во-вторых, это мысленные образы, буквально картинки, с той или иной отчетливостью проявляющиеся перед внутренним взором. Из-за того, что проявляются эти картинки очень по-разному: иногда вполне отчетливо, а иногда в виде каких-то трудноуловимых образов-идей, отследить их сложнее. В отличие от того же внутреннего проговаривания, которое обычно имеет некоторую размеренность, продолжительность, картинки могут сменяться очень быстро.

В-третьих, это эмоционально-чувственные проявления. Возможно, наиболее сложные в отслеживании. Почему сложные? Потому, что чаще всего это какой-то эмоционально-чувственный фон, который может быть и привычным, и не сильно выраженным. Диагностика и мониторинг собственных чувств – еще та задачка.

Способы

Есть множество самых разных техник, практик и методик для остановки внутреннего диалога. Но реально их нужно совсем не много, не стоит гоняться за количеством, просто подберите то, что подходит лучше всего для вас. Не обязательно из приведенных ниже упражнений, есть множество других замечательных источников (книги, статьи, видео). Вопрос даже не конкретных упражнениях, а в том есть ли у вас свой способ достижения внутренней тишины?

Можно сказать, что вся практика ОВД выстраивается вокруг умения достигать и поддерживать внутреннюю тишину. При этом есть некоторые общие этапы, через которые мы проходим или не проходим, застревая на одном из них)

1-й этап – умение останавливать внутренний диалог

Здесь я позволю себе привести когда-то написанные тексты упражнений. Переписывать их сейчас заново желания у меня нет, поэтому стилистика может несколько отличаться от текста основной статьи. Самое главное во всех этих упражнениях – это решение задачи обучения остановке внутреннего диалога, а точнее даже самообучения. Вы учите сами себя.

При этом используются разные уловки, которые могут существенно облегчить решение задачи. На этом этапе не важно, как долго вы останавливаете внутренний диалог или как глубоко/качественно вы его останавливаете. Остановите его хоть как-нибудь, хоть на сколько-нибудь. Если смогли это однажды сделать, отлично! Затем просто повторяйте. Повторяйте из дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Повторяйте это до тех пор, пока это не станет вашим привычным способом достижения внутренней тишины.   

Ходьба силы

Эта инструкция основана на классической практике ОВД, описанной у Кастанеды («Сказки о силе»).

ОВД по этому способу осуществляется в процессе ходьбы. Все, что для этого требуется — это возможность какое-то время двигаться по улице или на природе. Желательно выбирать для этого более-менее прямой маршрут, так чтобы вам не приходилось постоянно сворачивать. Если вы практикуете в городе — это любая прямая улица.

Сам способ заключается в следующем: вы идете и смотрите вперед, при этом смотрите в даль, в точку, которая находится прямо у вас по курсу. Такой взгляд обеспечивает наибольшее количество поступающей зрительной информации.

Итак, вы идете, смотря вперед. При этом вы держите во внимании всю картинку, которая попадает в поле вашего зрения. Это самый важный момент, который нужно иметь в виду, отрабатывая это упражнение. Ключ ко всему — ваше внимание. В данном случае внимание используется весьма специфическим и непривычным способом. Внимание нужно равномерно распределить по всему зрительному полю. При этом глаза остаются неподвижно устремленными в одном направлении, вдаль. Это важно! Если ваши глаза будут бегать, перескакивая с одного объекта в поле вашего зрения на другой, у вас ничего не получится. Взгляд должен быть неподвижно устремленным в одну точку, вдаль.

Вы как бы схватываете всю картинку сразу, не выделяя из нее какие-то отдельные элементы. Естественно, что вы используете при этом периферическое зрение. И естественно, что при таком способе смотреть, все, что располагается ближе к центру вашего взгляда будет четче, а периферия будет более размыта. Это нормально, так работает зрение. Важно, чтобы вы одновременно удерживали внимание по всему зрительному полу. Именно удерживали. Внимание получается как бы размазанным по всему зрительному полю. А неподвижный и устремленный вперед взгляд помогает удерживать внимание таким специфическим образом.

Данный способ смотрения кардинально отличается от привычного фиксирования внимания на отдельных элементах и объектах. Здесь внимание распределяется сразу по всем объектам, попадающим в поле зрения, не фокусируясь при этом ни на одном из них. Еще это можно назвать объемным вниманием.

Надо отметить, что так можно видеть сразу очень много объектов, но видеть их не очень четко, так как большая часть из них воспринимается периферическим зрением.

Пользуясь терминологий дона Хуана, тональ при таком способе смотрения оказывается переполнен поступающей информацией, и внутренний диалог (внутренняя болтовня) естественным образом затихает, внимания на это просто уже не остается.

Естественно, что при этом вам все равно необходимо намереваться остановить внутренний диалог и не допускать развития случайных мыслей, возникающих в процессе выполнения такой ходьбы. Все выше описанное — это технический прием, который позволяет остановить внутренний диалог с минимальными трудозатратами.

Потом по ходу практики вы научитесь это делать и без ходьбы, стоя, сидя. Однако начинайте осваивать его именно так, как описано здесь и только потом пробуйте другие варианты.

Чтобы закрепить этот навык, упражнение необходимо выполнять регулярно — ежедневно, минимум по 30-60 минут.

Скорее всего, сначала вам сложно будет удержать внутреннее молчание больше, чем на несколько секунд, потом по мере практики это время будет увеличиваться, так же как и развиваться способность выполнять ОВД в любой ситуации (без специальной ходьбы).

Выделить время на отработку этого упражнения достаточно просто, если учесть, что всегда есть время затрачиваемое на перемещения (на работу, учебу, обратно домой, в магазин и т.д.). Только аккуратно дороги переходите!) Идеально, если ваш маршрут для отработки этого упражнения будет давать вам возможность безопасно двигаться от одного перекрестка до другого хотя бы в течение 5-10 минут. Короткие маршруты, когда вам часто придется отвлекаться на переход дорог, будут отвлекать и мешать.

Примечание: Специальное подгибание пальцев, описанное у Кастанеды, не требуется. Проверено на собственном опыте. Однако, если вам будет легче — пожалуйста, делайте так, как вам удобнее.

***

Оригинальное описание из книги Карлоса Кастанеды «Сказки о силе»:

«Для того, чтобы остановить вид мира, который поддерживаешь с колыбели, недостаточно просто желать этого или сделать решение. Необходима практическая задача. Эта практическая задача называется правильным способом ходьбы. Она кажется безвредной и бессмысленной. Как и все остальное, что имеет силу в себе или вокруг себя, правильный способ ходьбы не привлекает внимания. Ты понял это и рассматривал это по крайней мере в течение нескольких лет, как любопытный способ поведения. До самого последнего времени тебе не приходило в голову, что это было самым эффективным способом остановить твой внутренний диалог.

— Как правильный способ ходьбы останавливает внутренний диалог? — спросил я.

— Ходьба в этой определенной манере насыщает тональ, — сказал он. — она переполняет его. Видишь ли, внимание тоналя должно удерживаться на его творениях. В действительности именно это внимание и создает в первую очередь порядок в мире. Поэтому тональ должен быть внимательным к элементам своего мира для того, чтобы поддерживать их и превыше всего он должен поддерживать взгляд на мир, или внутренний диалог.

Он сказал, что правильный способ ходьбы являлся обманным ходом. Воин сначала, подгибая свои пальцы, привлекает внимание к своим рукам, а затем, глядя и фиксируя глаз на любую точку прямо перед собой на той дуге, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без своих с глазу на глаз отношений с элементами собственного описания не способен разговаривать с собой, и таким образом он становится молчалив.

Дон Хуан объяснил, что положение пальцев никакого значения не имеет, что единственным соображением было привлечь внимания к рукам сжимая пальцы разными непривычными способами. И что важным здесь является тот способ, посредством которого глаза, будучи не сфокусированными, замечали огромное количество штрихов мира, не имея ясности относительно них. Он добавил, что глаза в этом состоянии способны замечать такие детали, которые были слишком мимолетными для нормального зрения».

Еще несколько вариантов практики.

Объемное внимание

Допустим, вы находитесь в помещении или общественном транспорте. Вокруг люди. Вы спокойно, расслабленно сидите и смотрите вдаль, расфокусировав глаза. На периферии зрения вы замечаете др. людей и фиксируете их своим вниманием, а точнее, равномерно распределяете внимание по всем объектам, проявляющим малейшие признаки движения или шевеления.

Глаза все также смотрят вдаль и неподвижны, а вниманием вы следите за др. людьми, удерживая в поле зрения все подвижные объекты, при этом вы, не концентрируясь ни на одном из них, распределяете внимание равномерно по всему полю зрения. Подвижными, как правило, будут люди. Любые их движения, перемещения, шевеления.

Мне особенно пригодилось это упражнение, когда я работал программистом. Удобно, сидишь, смотришь в монитор, делаешь вид, что работаешь, а на самом деле практикуешь и заодно наблюдаешь за коллегами. То же самое можно с успехом делать на скучных лекциях :).

Вижу, слышу, чувствую

Этот способ значительно проще по описанию, и для него не требуются никаких специальных условий. Однако он значительно сложнее по исполнению. Нужно уже иметь достаточный навык ОВД и хорошо владеть своим вниманием. Итак, описание.

Смысл этой техники в том, чтобы равномерно распределить внимание одновременно на зрение, слух и кинестетику (телесные ощущения). И все. Потом просто удерживать внимание и одновременно отслеживать всю поступающую информацию по этим каналам. Нюанс — внимание должно быть распределено именно равномерно и равнозначно на все каналы.

Пояснения. Как правило, в каждый момент времени доминирует лишь один канал обработки информации. Обычно внимание сосредоточено на чем-то одном: либо это зрение, либо слух, либо кинестетика – это просто привычка.

Через очень небольшой промежуток времени внимание переключается с доминирующего канала обработки информации на что-то другое. Чаще это просто рефлексия, т.е. внимание переключается на мысли, уходит в грезы и фантазии. Почему? Потому что информация теряет свою новизну. Нет большого смысла уделять внимание тому, что не несет в себе новой информации (это особенность нашего восприятия).

Поэтому внимание просто переключается на любую другую деятельность и по привычке переключается как раз на размышления. При равномерном распределении внимания на большое число каналов поступления информации всегда будет что-то новенькое, и внимание будет полностью занято получением новой информации. Никакого свободного внимания уже не останется, чтобы рефлекcировать и думать.

По сути, это тоже затопление тоналя информацией, о котором говорил дон Хуан. Только там была ходьба с расфокусировкой зрения, при которой поступает очень много информации по зрительному полю, без выделения и анализа отдельных элементов, а здесь переполнение происходит за счет одновременной обработки нескольких каналов поступления информации.

Тональ перегружается информацией и в том и другом случае. Достоинство приведенной техники в том, что ее можно практиковать где угодно и когда угодно. Особенно это удобно при взаимодействии с людьми (общении, совместной деятельности и т.д.), тогда как устремленный в одну точку взгляд может привлечь ненужное внимание к своей персоне и вызвать неадекватную реакцию окружающих.

Если слишком сложно удерживать сразу три канала, то вы можете упростить эту технику и работать только с двумя каналами: «вижу — чувствую», «вижу — слушаю» или «чувствую — слушаю» (практиковать с закрытыми глазами удобно в транспорте, когда есть возможность стоять или сидеть). Это проще и не требует сверхразвитых навыков владения своим вниманием.

Еще одно дополнение. Напрягаться при отработке этого упражнения не стоит, тело должно быть расслабленно настолько, насколько возможно. Работают только те группы мышц, которые необходимы.

Для очень продвинутых рекомендую вариант этой техники с подключением периферического зрения.

***

Чтобы более-менее прилично освоить все выше приведенные способы ОВД требуется время. Это не вопрос недели-двух. Скорее это несколько месяцев, может быть полгода, может быть год (все зависит от ваших начальных способностей и настойчивости). Имейте это в виду, приступая к отработке упражнений. Посвятите этому какое-то конкретное количество времени. Например, отрабатывайте ОВД 1-2 недели, а потом двигайтесь дальше. Но обязательно возвращайтесь к этим упражнениям и/или продолжайте выполнять их в качестве дополнительных.

2-й этап – умение останавливать внутренний диалог волевым усилием

Рано или поздно практик, посвятивший достаточно времени и усилий на освоение ОВД приходит к пониманию, что это можно делать гораздо проще и быстрее. Это можно делать простым волевым усилием.

Легче всего это осознать после какой-нибудь изнурительной ментальной нагрузки, т.е. вы целый день активно нагружали свой мозг, что-то усиленно обдумывали, решали какие-то сложные интеллектуальные задачи. А потом придя вечером домой вы понимаете, что никакого ментального топлива просто не осталось и о чудо, внутренний диалог выключается чуть ли не сам по себе, для этого достаточно просто захотеть не думать.

Здесь нужно сделать одну важную оговорку, если такие интенсивные ментальные нагрузки сопровождаются эмоциональными стрессами, переживаниями, волнениями, то психика может быть настолько сильно разогнана, что ни о какой остановке внутреннего диалога с помощью волевого усилия и речи быть не может. Ум после эмоциональной встряски может уподобиться стае диких обезьян, которые прыгают с ветки на ветку, верещат и дерутся между собой.

Мне в этом плане проще, моя профессия программиста дает такую ментальную нагрузку, которая свободна от эмоциональной составляющей. Хотя бывает по-разному, эмоциональных стрессов в нашей профессии тоже хватает – факапы, дедлайны и т.д.

В общем рано или поздно вы на личном практическом опыте откроете, что останавливать внутренний диалог не так уж и сложно, все дело в «намерении». Пишу это слово в кавычках потому, что сложно подобрать правильное название тому, что является действующей частью нас самих. Наверное, более точным здесь все-таки будет слово воля.

На первых порах проще всего это делать, выделяя время и место для практики, т.е. сели где-то в спокойно обстановке, где вас никто не дёргает и не отвлекает и практикуетесь. Потом можно совмещать это с другими делами.

3-й этап – распространение внутренней тишины на обыденные дела

Когда навыки волевой остановки отточены и привычны наступает время поддержания состояния внутренней тишины. И не только во время специальной практики, но и в самых обычных делах. На прогулке, в процессе мытья посуды, в ванной, когда вы чистите зубы или принимаете душ, и даже в туалете)

Делается это опять же за счет воли – это ключ к практике. Совершенно естественно, что вы будете терять состояние внутренней тишины, возвращаться к ней снова, удерживать какое-то время и снова терять. Это нормально, таков путь. Мало-помалу делать это станет легче, проще, продолжительность удерживаемой внутренней тишины будет увеличиваться, как и ее качество.

Говорить об этом сложно, как минимум по двум причинам. Первая причина в том, что я сам нахожусь на этом этапе познания, может быть, там дальше есть еще что-то, что я пока не понимаю. Очевидно, что мое описание ограничено моим текущим опытом.

Вторая причина – сложность в описании внутреннего усилия. Как можно описать волю? Проблема здесь не только в том, что это исключительно личная штука, это еще и неоднозначный термин. Волевой человек в многочисленных художественных произведениях – это такой суровый брутальный мужик, которой зыркает исподлобья, говорит командным голосом и преодолевает препятствия стиснув зубы.

Я, конечно, утрирую, но доля истины в таком описании есть. Обычно мы связываем волю с каким-то напряжением, преодолением. Часто это имеет явно выраженную физиологическую составляющею типа мышечных напряжений в области лица, головы и не только. Иногда это выражено в психоэмоциональной плоскости: тяжело, трудно, все против меня, но я соберу волю «в кулак» и преодолею все препятствия. В общем воля ассоциируется с напряжением, как физическим, так и эмоциональным.

Мне кажется, что это ошибка и она может серьезно затруднить практику ОВД. Волю можно и даже нужно прикладывать без каких-либо внешних напряжений, эмоционально-чувственное возбуждение здесь тоже совершенно лишнее. Эмоции и чувства могут мобилизовать и в какие-то моменты пробудить волю, но это совсем не обязательно. Можно просто приложить волю, не накручивая себя при этом эмоционально.

Когда вы практикуете остановку внутреннего диалога с помощь волевого усилия, обратите внимание на то напряжены или расслаблены мышцы вашего лица, головы. Если они напряжены, то вы скорее будет себе мешать. Если в момент практики вы сидите, то эти соображения распространяются и на тело. В процессе движения немного сложнее заметить лишние мышечные напряжения, но это тоже возможно. Идея в том, чтобы отделить волевое усилие от мышечного.

Еще в качестве помощи могу рекомендовать четки. Я не скажу, что это прямо необходимо и без них вообще никак, но они могут немного облегчить удержание внутренней тишины. Лично для меня это один из вариантов домашний практики, ходить с четками на улице или доставать их в общественных местах – я бы не стал. В нашей культуре это не принято, будет слишком много лишнего внимания от окружающих.

Мотивация

Вот мы и подошли к самому интересному – мотивации. Какой нормальный человек будет заниматься этим 30 и более лет?! Очевидно, что хорошо мотивированный!)

Здесь стоит сделать небольшую оговорку, я, конечно, не занимался этим 30 лет, в моей практике были перерывы, в том числе и продолжительные, но не суть. Смысл ведь не в числе лет, смысл в том, как человек отвечает на вопрос «Зачем?» и отвечает он сам для себя.

Я не могу говорить за всех, я могу говорить только за себя. Лично мой старт очень сильно связан с книгами Катанеды и мой интерес долгое время был обусловлен мистическими способностями, к которым можно прийти в том числе через ОВД. Этой мотивации мне хватило примерно на 10 лет (плюс-минус). Потом что-то делал уже по инерции, по наитию, все-таки было какое-то подспудное понимание, что мне это нужно. Это понимание долго вызревало, кристаллизовалось и однажды все-таки оформилось во что-то более существенное, чем смутные ощущения правильности.

А оформилось оно 24 фeврaля и в последующие за ним дни. Всем известные события хоть и никак не затронули меня физически, но сильно выбили из душевного равновесия. Разум тогда просто отключился, забился под какую-то корягу и свернулся в трубочку. Я, как и многие другие мои знакомые, коллеги был в полной прострации. И это не метафора и не преувеличение, мозг просто отказывался работать. То есть я конечно, работал, писал какой-то код, но это было как в тумане.   

Еще так совпало, что примерно в это же время я погрузился в очередную доработку прикладной стратегии. И одним из разделов, с которым я тогда работал был раздел, отвечающий за понимание обстановки. И вот значит я такой весь из себя разумный сижу и пытаюсь понять, а что вообще происходит? И я понимаю, что мой разум не справляется с психо-эмоциональной нагрузкой, он просто пасует. У меня нет никакого понимания, есть полное офигевание от происходящего.

Именно тогда я для себя сделал одно важное «открытие», разум – это лишь инструмент, привычный, чаще удобный, но все-таки инструмент или точнее сказать приспособление для познания мира. И увы, иструмент далеко не совершенный. Я пишу открытие в кавычках, потому что никакое это на самом деле не открытие, все это так или иначе крутилось в голове, подспудно я это понимал, но вот так, чтобы прямо откровение – такого не было.

Может быть, махнуть на это рукой, посчитав редким, исключительным случаем? Но проблема в том, что и в спокойном режиме разум тоже может преподнести неприятные сюрпризы, начиная от уныния, тревожности и заканчивая приступами злости, агресси. А сколько ментальной энергии уходит просто в холостую? Какие-то обрывки мыслей, ассоциаций, бесконечное повтороение одного и того же. Мысленные диалоги, оправдания. Если обратить внимание, на что же уходит большая часть нашей мыслительной аквтивности, то окажется, что действительно полезного там мизер.

Подавляющую часть времени наш разум не помощник, а паразит и вредитель. Моя субъективная оценка, основанная на самонаблюдении: 90% метальной активности – это не просто бессмысленная, а зачастую и вредная работа.

Но если не разум, то что? Что нас заставляет действовать, справляться с подобными потрясениями, сдерживает наши темные позывы? Ответ простой – воля. Именно воля первична, но наш разум (вместе с чувствами) так часто выходит на первый план, что кажется кроме него и нет ничего. Но на самом деле – это иллюзия, самообман. Даже если не брать во внимание сильные душевные потрясения, то как много было случаев, когда мы что-то не понимали, испытывали беспомощность в осмыслении действительно сложных концепций? Да вспомните хотя бы институт или школу, сколько приходилось брать «попой»? Когда нужно было долго и упорно размышлять над задачкой, над сложным кодом, чтобы понять, разобраться. И в этих случаях нам помогала воля, которая раз за разом направляла внимание и разум на решение сложной задачи.

Почему я так много говорю про волю, при чем здесь остановка внутреннего диалога? А при том, что ОВД – это лишь сопутствующий процесс. Для меня главная цель в развитии и укреплении воли. ОВД – это просто хороший, может быть даже наилучший способ работать с волей напрямую.

Есть еще один важный момент, который стоит хорошо обдумать. А что будет по завершению жизни? Может ли человек сохранить свое осознание? Я не знаю ответ на этот вопрос, но предполагаю, что может. По крайне мере стратегически было бы разумным исходить из этого варианта. Иначе ошибка в этом вопросе может дорого обойтись, на кону все-таки не только эта жизнь, но и возможное посмертное существование, может быть перерождения. Не важно, как это называется, важно, что мы можем сделать, чтобы увеличить наши шансы на это самое посмертное существование? Вряд ли оно прямо-таки гарантировано. Опять же я не знаю, как на самом деле, но лучше все-таки приложить усилия в этой жизни, потом может быть слишком поздно.

Вот, например, один из вероятных сценариев, описанных со слов Кастанеды: https://onle.org/note/view?id=39 (фрагмент из книги Армандо Торреса «Послание Карлоса Кастанеды»).

Опять же верить в это или нет – личное дело каждого. Вопрос даже не в том, что будет «там, за порогом», а в том, что я могу сделать здесь? Не думать об этом вообще, уподобившись страусу, спрятавшему голову в песок – глупо, рано или поздно это случится. Думать о том, что все и так будет хорошо, никаких усилий не требуется и посмертное существование гарантировано – также очевидная глупость. Но какие усилия можно приложить, чтобы повысить свои шансы? Чтобы ответить на этот вопрос стоит задуматься: а что мы можем забрать с собой?

Тело очевидно отпадает, а как насчет разума? А вы уверены, что разум при отсутствии физической составляющей будет ровно также функционировать? У меня в этом есть серьезные сомнения. Тот же опыт сновидений говорит о том, что думать в сновидении (даже осознанном!), мягко говоря, затруднительно. Если там что-то и работает, так это воля/намерение. Я не будут употреблять термин намерение в силу его еще больше неоднозначности, я буду говорить о воле, но смысл от этого не поменяется.

Даже если предположить, что разум в каком-то виде сохранится, то многие знания, которые мы приобрели здесь будут бесполезны. Ну какой смысл в социальном опыте в совершенно иной среде/форме существования? Сомневаюсь также, что там пригодятся знания о программировании, компьютеров, как и общества там, наверное, нет.

Если нам что-то и будет доступно после смерти так это воля и именно ее можно развивать, в том числе через остановку внутреннего диалога. Обратите внимание я ничего не сказал про осознание, которое так стремятся развивать чуть ли не все духовные школы и адепты этих школ. Мое мнение – это просто бессмысленно, нет осознания самого по себе, есть осознание как акт воли. Возможно, это результат какой-то там сонастройки одних полей с другими. Если интересно, эта концепция хорошо разобрана в книгах Ксендзюка, впрочем, что-то об этом было и у Кастанеды. Я за давностью лет уже не помню, где именно это сформулировано, но думаю, что это и неважно. Куда важнее опыт, практическое понимание. Мой опыт говорит о том, что осознание (или внимание) – это производная воли, это то, что образуется, когда задействована воля, т.е. воля первична. И если что-то и можно развивать, то именно ее.

В общем все, что я хотел сказать, я, наверное, сказал. Такова моя сегодняшняя мотивация, очевидна, что у вас она будет какой-то другой. Это нормально, главное, чтобы она была.

Валерий Чугреев, 31.08.2022

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии