Осознание смерти

Раз к Смерти я не шла — она

ко мне явилась в дом

в её коляску сели мы

с Бессмертием втроём.

Эмили Дикинсон

Это восстановленные материалы из ранее существовавшего курса обучения. Привожу их в минимальной редакции, все или почти все остаётся актуальным. Если бы я писал это сейчас, то наверное бы сформулировал немного иначе, но это касается формы, суть и смысл вряд ли бы изменились.

***

Сложно переоценить значение осознания смерти. Это одна из базовых, ключевых практик пути воина. Без неё концепция воина теряет большую часть своей эффективности. Вместе с тем положение дел таково, что многие кастанедовцы игнорирует эту практику или не уделяют ей должного внимания. К сожалению, сам я пришел к пониманию ее важности только спустя 5 лет с начала своего увлечения этим путём.

На мой взгляд, главная проблема — это непонимание того, что это ежедневная практика. Не достаточно однажды принять факт своей смерти. Это нужно делать постоянно. Изо дня в день необходимо настраиваться на эту тему.

Я в своё время сосредоточил большую часть усилий на избавлении от чувства собственной важности (ЧСВ) и остановке внутреннего диалога (ОВД). Не скажу, что это было ошибкой, это тоже очень полезные и нужные практики. Ошибкой была недооценка важности практики осознания смерти. А ведь именно она естественным образом дополняет и усиливает результативность практик избавления от ЧСВ и ОВД. Она значительно повышает эффективность этих практик.

Кроме того, она имеет и другое важное значение: она делает жизнь воина наполненной. Она даёт трезвость и отрешённость, и вместе с тем, дарит вкус жизни. Без практики осознания смерти существуют большие шансы регулярно испытывать разочарование в себе, в своих силах, в выбранном пути. Конечно, с этим можно справиться и без осознания смерти, но это будет возвращаться вновь и вновь. Осознание смерти — что-то вроде прививки от хандры, уныния и жалости к себе. Еще это отличное средство от всевозможных страхов и беспокойств.

Осознание смерти поддерживает воина на его пути и даёт силы двигаться дальше. Это один из самых эффективных и сильных мотиваторов. Он даёт мотивацию жить. Жить осмысленно и гармонично. А этот курс даёт практические руководство о том, как правильно практиковать осознание смерти.

***

Утром, днём и вечером

Один из самых главных моментов в этой практики — это постоянные и многократные усилия. Практикуя осознание смерти, полезно руководствоваться следующим принципом:

Если, проснувшись утром, вы не медитировали о смерти, — все утро потрачено напрасно. Если вы не медитировали в полдень — день потерян, а если вы не делали этого и вечером — то и ночь прошла впустую.

«Смерть и умирание в тибетской традиции», Глен Мулин.

Похожая идея высказана у Кастанеды:

Дон Хуан намертво вбил в меня формулу: воин всегда живет бок о бок со смертью.

Ключевым здесь является слово всегда. Осознание смерти в идеале должно быть повседневным фоном. Это один из критериев правильности выполнения этой практики. Чем чаще вы вспоминаете об этом, тем лучше. Нужно стремиться к тому, чтобы мысль о смерти присутствовала постоянно.

В качестве иллюстрации такой практики приведу стихи Гьялва Гьяцо — седьмого Далай-ламы (цитируется по книге «Смерть и умирание в тибетской традиции»):

Чтобы мысль о смерти никогда не ускользала от меня,

Чтобы мог практиковать я святую Дхарму совершенно.

***

На золотых горах далёких

Туман лежит, как пояс на лугах.

Он твёрдым кажется сейчас, но скоро он растает.

К мыслям о смерти мой ум обращён.

***

Весной в тепле все в рост идёт,

Побегов бирюзовых зелень.

Теперь же осени конец, поля лежат сухи и голы.

К мыслям о смерти мой ум обращён.

***

На каждой ветке в моем саду

Гроздья плодов румяных и спелых.

Но ни одного не останется скоро.

К мыслям о смерти мой ум обращён.

***

Из-за пиков горы Поталы

Солнце встаёт, как зонтик в небе.

Но вот оно село, зашло в западные переделы.

К мыслям о смерти мой ум обращён.

Стихотворение большое, здесь я привожу только его фрагмент.

Это стихотворение — хороший пример практики осознания смерти. Во всем можно увидеть смерть, любая ситуация может служить своеобразным напоминанием о неизбежности смерти. Главное при этом удерживать мысль о смерти: «чтобы мысль о смерти никогда не ускользала от меня».

Технически эта практика начинается с размышлений о смерти. О том, как это может случиться с вами. Как это происходит с другими. Вы можете вспоминать случаи смертельной опасности. Наверняка, были такие моменты, когда «ещё чуть-чуть и все…» Я вспоминал, как меня сбивала машина, как я чуть не утонул, как на моих глазах сбивали насмерть других.

Помимо размышлений и воспоминаний нужно также внимательно смотреть по сторонам и находить присутствие смерти в окружающем мире. В стихотворении представлен как раз именно этот вариант.

Твори, выдумывай, пробуй!

Практика осознания смерти не сводится к набору инструкций на тему «как это правильно нужно делать». Это очень творческий и личный процесс. Вместе с тем существуют определённые технические нюансы, зацепки, которыми можно пользоваться. О них мы ещё поговорим, когда дойдём до упражнений, сейчас же важно понять, что способы настройки на осознание смерти и способы удержания в этом состоянии можно и нужно искать.

У каждого свой внутренний мир, свои особенности восприятия, поэтому выстраивать эту практику (и не только эту) лучше всего самому, выстраивать её под себя. Поиск своих способов настройки на осознание смерти — это один из наилучших вариантов.

Если вы будет искать эти способы, вы их обязательно найдёте. Как, например, нашёл один из участников обучения:

Я иду по улице и выбираю впереди фонарный столб или другой объект на расстоянии где-то в 10 метров. Потом я говорю себе, что до этого столба я не дойду, так как я умру. Когда я прохожу этот столб, то нахожусь в том же настроении, т.е. не радуюсь, что остался жив, а в полном спокойствии осознаю, что по какой-то причине смерть дала мне отсрочку. Потом выбираю следующий объект в пяти метрах и повторяю тоже самое. Потом в 3 метрах, потом в 1 метре и т.д. Главное при этом не выйти из соответствующего настроения. В результате я попадаю в состояние, когда ощущаю что следующий мой шаг это мой последний шаг на этой земле.

Sadam, 21.04.2006

Еще один вариант этого упражнения:

Гулял я по дороге, машины со спины. Вспомнил, читал что кто-то осознание смерти привязывал к определённому расстоянию и т.д. Я решил попробовать от нечего делать и стал привязывать к подъезжающей со спины машине. Протягивает хорошо. Увлёкся слегка, держу в себе устойчиво ощущение. И вот проезжает мимо фура. Когда прошёл тягач, меня продёрнуло хорошо, а потом пошёл контейнер, так у меня правая рука и правая нога сами стали загребать в сторону от дороги. А фура прошла не одна, надрыгался на неделю вперёд, вот этот опыт очень интересен. Попробуйте если есть условия и не лень. Я пока больше не пробовал, дойду по обучению, тогда включу в практику.

Mixer-X, 11.09.2008

Ошибки и затруднения

В процессе практики осознания смерти часто встречаются следующие ошибки и затруднения:

Недооценка важности этой практики

Надо заметить, что это одна из главных практик пути воина. Если внимательно прочитать книги Кастанеды, то можно заметить, что упоминания дона Хуана о смерти и необходимости ее осознания являются одними из самых встречающихся. Это ключевая практика в развитие безупречности и укреплении своего духа.

Идея смерти является колоссально важной в жизни магов, продолжал дон Хуан. — Я привёл тебе неисчислимые аргументы относительно смерти, чтобы убедить тебя в том, что знание о постоянно угрожающем нам неизбежном конце и является тем, что даёт нам трезвость. Самой дорогостоящей ошибкой обычных людей является потакание ощущению, что мы бессмертны, как будто если мы не будем размышлять о собственной смерти, то сможем избежать её.

…Без ясного взгляда на смерть нет ни порядка, ни трезвости ума, ни красоты. Маги борются за достижение очень важного понимания: у них нет ни малейшей уверенности, что их жизнь продлится дольше этого мгновения…

«Сила безмолвия», Карлос Кастанеда.

Переоценка своего прогресса

Это было одним из главных препятствием для меня, когда я думал примерно следующее: «а, практика осознания смерти, ну это мне понятно, я уже думал о ней».

Речь не идёт о понимании или эпизодических размышлениях на эту тему. Речь идёт о том, чтобы осознавать возможность своей неизбежной смерти везде и всегда. Такой результат возможен через многие и многие годы интенсивной практики.

Задача не в том, чтобы попрактиковать это и двигаться дальше. Задача в том, чтобы сделать это естественным фоном своей жизни.

Опасения

«А как бы чего не вышло, если я буду думать о своей смерти», «Как бы мне её не накаркать раньше времени» и т.д.

Вот примечательный диалог на эту тему с одним из практиков:

Я полностью согласен с тем, что ключом к безупречности является осознание нашей неминуемой смерти, и что осознание смерти является неотъемлемым атрибутом пути воина. Вот только у меня появилось сомнение по поводу практической составляющей осознания смерти, а именно. Если постоянно думать о своей неизбежной смерти, отдавая себе отчёт в том, что это действие может стать последним, не загоним ли мы себя в ловушку тем, что своими постоянными мыслями просто будем притягивать смерть всё ближе и ближе к себе, ведь не исключено что мысли материализуются?

Никита

Это и есть страх смерти. Размышляя подобным образом, вы, по сути, отрицаете возможность своей смерти. Вы вроде как и согласны с идеей смерти, но вам нужны гарантии, что вы не умрёте :).

Я

За такими опасениями стоит все тот же страх смерти. Такие мысли возникают только от страха смерти. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что опасения эти беспочвенны. Однако при этом надо понимать, смысл осознания смерти не в том, чтобы сформировать намерение побыстрее умереть, а в том, чтобы сделать мысль о смерти привычной и естественной.

Суицидальные устремления и осознание смерти — это совершенно разные вещи и не нужно их путать. Разница между ними особенно заметна, когда мы пребываем в жалости к себе, вот тогда действительно осознание смерти может приобрести совершенно искажённый смысл. Впрочем, это уже следующий вопрос для обсуждения.

Размышления о смерти, смешанные с жалостью к себе

Ни в коем случае нельзя допускать такого сочетания. Мысли о смерти должны отрезвлять, но уж никак не усугублять тоску и депрессию, в основе которых — жалость к себе.

В этом смысле нужно практиковать систему принципов пути воина, а не вырванные из контекста и общей философии отдельные практики. Для того, чтобы этого не произошло, внимательно перечитывайте принципы пути воина и старайтесь практиковать именно систему принципов пути воина.

Первые ощутимые результаты появляются через несколько лет этой практики

Это также может слегка разочаровывать. «Вроде бы и практикую, а где результат-то?» Результат есть, только поначалу он не заметен. Идёт колоссальная внутренняя работа и перестройка всех жизненных ценностей. Естественно, что такая работа не может произойти мгновенно. Нужны годы и годы практики, чтобы получить ощутимые результаты.

Хотя, возможно, что какие-то отдельные изменения в себе, в своём восприятии вы заметите уже через несколько недель/месяцев. У меня такое было. Буквально через пару месяцев с момента начала этой практики, я вдруг заметил, что стал значительно меньше спорить с окружающими. Возможно, у вас будут какие-то другие результаты.

Утомление внимания

Иногда после особенно интенсивной практики осознания смерти внимание как бы утомляется. И на следующий день его практически невозможно удержать на теме смерти. Причём может быть очень хорошее самочувствие, настроение, но внимание при этом собрать сложно. Не собирается и все тут. Если такое случилось, просто отдохните один или несколько дней, потом все вернётся в норму.

Возможно, этот эффект связан с активизацией мыслительного процесса, ведь в начале освоения этой практики мы чаще размышляем, думаем. И только потом уже появляется возможность удерживать осознание смерти в фокусе внимания без многочисленных внутренних проговариваний.

Подмена целей

Идея осознания смерти не должна подменяться идеей стремления к смерти, или превращаться в некий фетиш (предмет поклонения). Да, мы признаем факт своей неизбежной смерти, но признание не должно ослеплять, заслонять собой все остальное. Идея смерти должна органично вписаться в вашу жизнь (в то, что вы делаете, в то, что вас окружает), но уже никак не заменить её :).

Ориентиры

Прогресс в этой практике описывается простой формулой: сначала мысли, затем чувства. То есть сначала наша практика по большей части является умственной. Мы обдумываем мысли о своей смерти, мы размышляем на эту тему. Зачастую такие мысли будут поверхностными, никак не затрагивающими нашу сущность. Это нормально. Такой интеллектуальный подход подготавливает почву, он не бесполезен. Это необходимый этап. А потом, рано или поздно, вы почувствуете. Осознание смерти перестанет быть просто размышлениями на заданную тему и станет чувственным опытом.

Если вспомнить о точке сборки (ТС), то чувственное переживание осознания смерти — это некое положение ТС. Смысл этой практики и заключается в нахождении этого положения, в смещение ТС туда, в удержании ТС там. Именно такое положение ТС даёт повышенное осознание (приближает к нему). В этом цель.

Эффекты от практики осознания смерти могут быть разными. Все очень индивидуально, но наверняка будут трансформирующие последствия. Трансформирующие, прежде всего, ваше восприятие и поведение. Если на какие-то события и слова вы реагировали одним образом, то после практики осознания смерти, возможно, будете реагировать как-то иначе (или вообще никак не реагировать). В качестве примера приведу себя, а точнее моё неуёмное желание отстаивать и доказывать своё мнение в спорах. После 2-х месяцев этой практики у меня практически исчезло это желание.

Не то чтобы я совсем престал отстаивать свою позицию, просто мне стало достаточно сказать один раз, что я думаю по этому вопросу, и все. Дальше спорить и доказывать стало не интересно, это потеряло для меня значение.

Практику осознания смерти ещё называют «универсальным растворителем». Она действительно растворяет различные психологические блоки, установки, безусловные поведенческие реакции. Общий эффект от этой практики будет в уменьшении дёрганий, суеты, вы станете более спокойным и уравновешенным.

Возможно, проявятся какие-то околомистические способности типа умения предугадывать события, читать чужие мысли или управлять намерением. Я не могу сказать точно, является ли это результатом именно осознания смерти или комплексным эффектом разных практик (что, скорее всего, вернее), но такие проявления вполне могут быть.

Впрочем, это не главное, я считаю, что это побочный результат. Главное, что после этой практики вы сможете лучше чувствовать мир и окружающих вас людей. Осознание смерти освобождает от многих надуманных мелочных забот, мыслей и открывает глаза на мир.

Это довольно сложно описать, и моё описание будет весьма убого в сравнении с той красотой, которая вам откроется. Вроде бы ничего такого, самые обычные вещи: прогулка по улице, ветерок на лице, падающие листья, но в свете смерти — все это приобретает совершенно удивительное очарование. И окружающий мир становится чудесным подарком.

Я ни в коем случае не призываю подгонять свои результаты под это описание. Пусть у вас будет так, как оно есть. Если вы придёте к этому, то придёте естественным путём. Может быть, заметите ещё что-то, что я пропустил.

Организация практики

Совместимость

Звучит, наверное, забавно, но это может быть проблемой. О чем здесь речь? О вашей совместимости с предложенными упражнениями. Отчасти мы уже затрагивали этот момент в «Твори, выдумывай, пробуй!» Суть его сводится к тому, что практика должна быть максимально заточена под вас, только тогда она будут эффективной, и вы захотите её выполнять.

Если упражнение подходит вам, ложится на вашу личность, используйте его, если не подходит, попробуйте его адаптировать (под себя, под свои условия практики). Если не получается адаптировать, если после неоднократных попыток упражнение продолжает восприниматься вами как чужеродное, отказывайтесь от него.

Хочу обратить внимание на словосочетание «неоднократных попыток», т.е. не просто «мне это не нравится», а вы действительно это пробовали, но по какой-то причине упражнение «не идёт». Ничего страшного, бывает и такое. Пробуйте другие упражнения, ищите свои способы.

Порядок выполнения упражнений

Никакого порядка нет. Выбирайте то, что вам по душе и отрабатывайте. Можно даже чередовать несколько упражнений в течение дня.

Длительность

В идеале практиковать нужно весь день. Если не получается, например, большая загруженность на работе или учёбе, то можно выполнять упражнения какое-то время (например, 30 — 60 минут) утром, днём и вечером.

Дела и заботы

Многие упражнения могут отрабатываться в фоновом режиме параллельно с привычными ежедневными делами. Более того, осознание смерти должно вплетаться в эти дела. Чистя зубы, принимая душ, завтракая, обедая, ужиная можно (и нужно) вспоминать о смерти.

Дела и заботы могут помешать только в одном случае: когда все ваше внимание сосредоточено на них. Однако необходимость в этом достаточна редка. Обычно часть внимания вполне можно оставить свободным, незадействованным безо всякого ущерба для дела. Эту свободную часть и можно направить на практику. Вопрос здесь всего лишь в опыте и умении управлять своим вниманием.

90% (если не больше) всех жалоб на то, что человек забыл об упражнении/практике — это следствие недостаточной дисциплины внимания. Получается, что не человек управлял своим вниманием, а оно управляло им. Здесь мы учимся, в том числе, и управлению своим вниманием.

Перерывы

Если чувствуете, что практика надоела, не идёт, лучше её отложить на время. Отдохните несколько дней и возвращайтесь к ней снова. Крайне не рекомендуется делать длительные перерывы на неделю, месяц.

Упражнения

Это тело умрёт

Смысл упражнения заключается в том, чтобы настроившись на тело, мысленно проговаривать фразу «Это тело умрёт». Лучше всего отрабатывать это упражнение во время ходьбы, так проще почувствовать тело (в процессе ходьбы больше кинестетических сигналов).

Нужно постараться максимально полно прочувствовать тело — именно в этом главная особенность упражнения. Идея осознания смерти должна прорабатываться на фоне чувствования тела.

Смерть за левым плечом

Классический вариант практики осознания смерти. Выполняется оно так, как описано в книгах Кастанеды: сзади, за левым плечом представляется некая нематериальная сущность — смерть, которая следит за всеми нашими поступками, словами, чувствами. Можно мысленно обращаться к этой сущности, советоваться с ней.

Если честно, лично у меня это практика шла не очень. Может быть, я уделил ей не достаточно времени, может быть, именно она мне не подходит. Но я знаю людей, которым этот вариант практики (с их слов) здорово помог. В общем, попробовать её стоит. Не пойдёт — не расстраивайтесь, пойдёт что-то другое.

Последний день

Смысл этого упражнений в том, что прожить день так, как будто бы он у вас последний. Нужно представить, что за этим днём для вас ничего не будет, вас самих уже не будет. Попробуйте насладиться этим последним днём, прочувствовать его в полной мере.

В рамках этого упражнения можно использовать следующий тактический прием: сократить временной промежуток и представить, что у вас последний завтрак, последняя прогулка на улице, последний звонок, разговор и т.д.

Прогулка на кладбище

На существовавшем когда-то форуме nagualism.ru некто Salvianaut рекомендовал следующее:

Очень действенный метод — сходить на кладбище, посмотреть, сколько там лежит народу и понять одну вещь — что там, в конце концов, оказываются все без исключений. В качестве средств дополнительного воздействия нужно обратить внимание на могилы людей примерно твоего возраста. Будет вдвойне хорошо, если этот человек будет чем-то похож на тебя. Можно побывать представить себя на его месте. Потом следует обратить внимание на следующую деталь — на кладбище лежат люди с разным социальным статусом — банкиры, бандиты, рабочие, моряки, водители, т.е. абсолютно не важно, чем ты занимаешься при жизни, всё равно окажешься там.

Ты умрёшь, это лишь вопрос времени

Это что-то вроде мантры, которую можно/нужно повторять в течение дня. Лично мне эти слова помогли. Если у вас есть какие-то другие слова, которые помогают вам, используйте свои.

Ты ещё жив?

Вроде простой и тривиальный вопрос, но заданный вовремя, он может здорово помочь. Он отрезвляет, когда на душе тоскливо, когда что-то болит, когда кажется, что все плохо. Он помогает собраться с силами, чтобы двигаться дальше.

Каждый прожитый миг — это подарок судьбы. Цените его. Задавайте этот простой вопрос, когда вам плохо, когда что-то не складывается.

«Ты ещё жив? Да, я ещё жив. Так какого… ты жалуешься, ноешь. Живи, борись!»

Родные и близкие

Смысл в том, чтобы осознать возможность смерти близких вам людей. Разговаривая с близким человеком, подумайте о том, что он так же как и все остальные смертен. Что есть вероятность того, что это последний ваш с ним разговор. И возможно, вы больше никогда его не услышите, не увидите его, не сможет ему ничего сказать. Подумайте о том, как вы будете жить, если не станет этого человека, если он уйдёт из жизни.

Это довольно сложная в психологическом плане практика. По крайне мере, мне было сложно её выполнять. Даже после того, как я более-менее свыкся с мыслью о своей неизбежной смерти, принимать эту мысль относительно близких, любимых мне людях было больно.

Вместе с тем, эта практика пробуждает самые светлые и тёплые чувства к близким. Осознавая, что близкие и родные вам люди могут умереть, вы будет ценить их сильнее. Вам легче будет принимать их такими, какие они есть: со своими недостатками, особенностями мировоззрения и отношением к жизни.

Бабушки и дедушки

Формулируется упражнение просто: во всех ситуациях, когда вы видите человека преклонного возраста (бабушку, дедушку), вам необходимо:

1. Представить, что будет с этим человеком через несколько лет. Очевидно, что он умрёт. Нужно прокрутить этот момент в голове, задержать на этом своё внимание, попытаться осознать и прочувствовать этот факт.

2. Представить, что этот человек и есть вы сами в старости или ваш родственник, или близкий и дорогой вам человек.

Очень внимательно следите за тем, чтобы в процессе этого упражнения не включалась жалость к самому себе (речь об этой ошибке уже обсуждалась) и жалость к близким вам людям (это всего лишь проекция жалости к себе).

Эта практика не должна ограничиваться только головой (размышлениями), тело тоже должно в этом участвовать (чувствовать). Старайтесь переводить размышления в область чувств и непосредственно осознания. Мысли о смерти — это всего лишь зацепка, технический приём, а чувства и осознание — это желаемый результат.

Отражение

Для этой практики необходимы специальные условия: наличие метро в вашем городе и наличие свободных мест (когда вы едете в метро), расположенных напротив друг друга.

Родилась эта практика случайно. Однажды поздно вечером я возвращался на метро домой. Вагон был практически пустой, и можно было сесть. Что я и сделал. Сидения в метро расположены вдоль стен вагона, напротив друг друга. Сев, вы можете созерцать попутчиков, сидящих напротив. Если их нет, то можно смотреть на тёмное окно, за которым туннель.

Так вот, в моем случае их не было, и смотреть я мог как раз в окно. Стекло хоть и плохо, но частично отражает. Если слегка расфокусировать взгляд, то можно увидеть своё отражение в весьма интересном оформлении. Я увидел вместо своего лица что-то очень похожее на череп. Жутковатое зрелище: провалы глазниц, провал носа, резкие контуры скул. Естественно, все это настраивает на осознание смерти. А как иначе? Видя вместо своего лица лицо мертвеца, тут хочешь — не хочешь, а настроишься.

Я не знаю, возможно ли повторить это в других условиях, у меня получалось только в метро. Здесь большое значение имеет специфическое освещение, темнота за окном и расфокусированный взгляд.

Слушаем музыку

В свое время в практике осознания смерти лично мне здорово помогла музыка. Надеюсь, поможет и вам. Смысл в том, чтобы использовать эмоционально-чувственный заряд музыки, для смещения своей точки сборки в положение осознания смерти.

Лучше всего, для прослушивания выделять специальное время. И посвящать его именно прослушиванию, не смешивая его с чем-то другим. Вариант пускать такую музыку фоном для каких-то повседневных дел — не очень эффективен. Лучше сесть где-нибудь, где вас не будут отвлекать и слушать музыку, погружаясь в неё, настраиваясь на её настроение. Можно это делать и в процессе прогулки по улице, если вы в состоянии удерживать большую часть внимания на музыке, и меньшую — на происходящем вокруг.

Здесь я не буду подробно перечислять музыкальные композиции, которые использовал лично я, обращу лишь внимание на такие группы, как Delerium и Enigma. А вообще музыкальные вкусы у всех разные, так что подбирайте музыку под себя. Если вы что-то встретили на эту тему и вам это помогает настроиться — используйте. Помните, что музыка (а также фильмы и книги) обладает очень большим эмоционально-чувственным потенциалом, который способен (при правильном подходе) помочь в смещении ТС.

Смотрим фильмы

Есть несколько хороших фильмов, которые также как и музыка способны сместить вашу точки сборки в положение осознания смерти:

  • Мертвец (1995)
  • Достучаться до небес (1997)
  • Пес-призрак: Путь самурая (1999)

Комментировать я их не буду, при желании толковые рецензии можно найти на сайте kinopoisk.ru Если не хотите читать рецензии перед просмотром, можете поверить мне на слово — фильмы достойные. Найти их можно без особых проблем на торрентах.

Читаем книги

Это тоже вариант настройки на осознание смерти. Вот книги, которые, на мой взгляд, желательно прочитать, изучить, осмыслить:

Читать их с сайта совсем не обязательно, есть бумажные варианты, на просторах Интернета несложно найти epub или fb2.

Что касается книг на тему «жизнь после смерти» (Моуди и др. авторов), то я лично отношусь к ним весьма осторожно и намеренно не предлагаю их здесь для изучения. По мне так, подобные книги скорее расслабляют и внушают беспочвенные надежды. Посыл там такой: волноваться за свое посмертное существование не стоит, мы в любом случае продолжим «жить» после смерти. Для сравнения предлагаю ознакомиться с мнением Карлоса Кастанеды по этому вопросу (если верить Армандо Торресу, который приводит в своей книге слова Кастанеды).

Если бы мне осталось жить…

Упражнение из книги «10 заповедей личной эффективности», Пинтосевич И.

Г. И. Гурджиев советовал делать его каждый день. Этот вариант упражнения предлагает Ю. Щербатых. Нужно жить каждый день с такой ответственностью и мощностью, как будто это твой последний день.

Это достаточно сильная техника, предназначенная для смелых людей, готовых экспериментировать со своим подсознанием. Если вы излишне тревожны, мнительны или страдаете какими-то серьёзными заболеваниями, возможно, вам делать его и не стоит.

Если вы решили его делать, то найдите уединённое место, где вас никто не побеспокоит. Ответы лучше записывать. Упражнение может занять от 20 до 30 минут.

1) Представьте, что вам осталось жить только 10 лет. Как бы вы тогда организовали свою жизнь? Какие цели бы ставили, что бы делали в первую очередь?

2) К сожалению, первоначальный диагноз был не точным. Срок жизни сокращён до одного года. Всего год жизни. Это очень мало и много одновременно — 365 дней. Что вы захотите сделать за этот год? Что будете делать в первую очередь? На что потратите свои силы, средства и оставшееся время?

3) Увы, диагноз оказался ещё более суровым. Предполагаемый срок вашей жизни — один месяц. Времени совсем мало, а хочется успеть так много… Что бы вы сделали за этот месяц? Что вы очень хотите сделать за оставшийся месяц?

4) Вам не повезло. Доктор ошибся. Анализы ещё хуже. Жить осталось три дня — 72 часа. Потратьте их с умом. У вас есть деньги, вещи и книги, которые уже не понадобятся в этой жизни. Уйдите свободным и лёгким, осуществив свои заветные желания. Но сначала нужно составить список.

На этом вроде всё, успехов в практике!

Валерий Чугреев, 11.12.2024

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Мирослав
Мирослав
3 дней назад

Не давно с семьёй пересматривали «День сурка» с Биллом Мюрреем в главной роли. Очень приятная картина. Заметил одну деталь, которую раньше не замечал. Ближе к концу кинокартины когда Билл уже смирился что из этого дня ему не уйти, он стал делать различные добрые дела. В том числе увидел бездомного, который умирал, решил ему помочь. В следующий день он как следует накормил его, обогрел, но он всё равно умер в том же самом месте. В целом ему удалось выполнить все свои идеи, но не спасти этого пожилого мужчину.