Шестой принцип сталкинга

Шестой принцип искусства сталкинга: воин сжимает время, даже мгновения идут в счёт. В битве за собственную жизнь секунда — это вечность, которая может решить исход сражения. Воин нацелен на успех, поэтому он экономит время, не теряя ни мгновения.

«Колесо времени», Карлос Кастанеда.

В оригинале это звучит так:

…now that you’ve accomplished it, you must apply the sixth principle: Warriors compress time; even an instant counts. In a battle for your life, a second is an eternity; an eternity that may decide the outcome. Warriors aim at succeeding, therefore they compress time. Warriors don’t waste an instant.

«The Eagle`s Gift», Carlos Castaneda.

Перевод вполне точен, никаких замечаний лично у меня нет.

Суть принципа

Она очевидна — экономное, бережное отношение к времени. Вообще есть как минимум два способа объяснения/применения этого принципа. Первый условно утилитарный — это самое обычное рациональное, оптимальное использование времени с учётом выполняемых дел, решаемых задач и т.д. Примерно об этом тайм менеджмент. Он, конечно, очень разный тайм менеджмент, в том смысле, что есть масса школ, направлений, но по сути это всё о том, как выстроить свои дела во временном потоке. Это самые разные подходы в виде целепологания, приоритизации, планирования, делегирования и др.

Этому посвящены многие стратегические принципы:

Часть из них вам наверняка знакома, что-то вы уже используете, но здесь и сейчас мы не будем углубляться в эту тему. Она, конечно, важна и заслуживает самого пристального внимания, но что в итоге? Если вся наша жизнь подчинена делам, то в какой-то момент несделанные дела станут ощущаться грузом, который нужно куда-то бесконечно тащить.

Само отношение к жизни как набору непрерывных дел, которые должны заполнить всё свободное время — оно порочно в своей сути. Морально сложно чувствовать себя постоянно должным. Пусть даже и себе, но это обязательство постоянно что-то делать, оптимально использовать время своей жизни, впихивая туда запланированное время на отдых и развлечения — сомнительное удовольствие. Это похоже на бесконечную работу и в этом проблема. Даже самая любимая работа может надоесть, утомить. Поэтому озвученная выше интерпретация шестого принципа вполне корректна и уместна, но весьма ограничена.

Есть другой подход к пониманию и применению этого принципа — через осознание. Лично мне он кажется более важным и именно ему в настоящий момент я уделяю больше внимание. Более того, возможно, это вообще самое важное в моей сегодняшней интерпретации принципов. Если из всего прочитанного по части принципов, вы вынесете (поймёте и станете применять в своей жизни) хотя бы то, что изложено здесь, я будут считать, что написал это не зря.

Я пришел к этому пониманию относительно недавно, не то, чтобы я открыл для себя что-то новое и уникальное, но скорее отдельные элементы пазла встали на свои места и я увидел полную картину. Её я попытаюсь показать и вам.

И так, другое объяснение шестого принципа заключается в том, что время надо рационально/оптимально использовать на осознание, на его развитие, укрепление. То есть экономия времени не для того, чтобы сделать больше разных дел, а чтобы осознать больше. В идеале каждое мгновение «должно быть» посвящено осознанию?!

Я намеренно сформулировал фразу так, чтобы вы уловили эту типичную ошибку. Наверное каждый человек, занимающийся разными околодуховными практиками, попадает в эту ловушку. Осознание важно и ценно — спору нет, но как формулируется задача на осознание? Как задача и формулируется) В том смысле, что это практически всегда какое-то усилие по удержание осознания — это всевозможные практики внимательности, которые по-любому требую усилия. И вот мы опять возвращаемся к работе, т.е. практика воспринимается как работа. И это рано или поздно утомляет, и происходят закономерные остановки и отход от практики на некоторое время.

Поэтому говоря о шестом принципе в контексте осознания, стоит определиться с правильным подходом к практике. Можно сформулировать такой вопрос: как использовать каждое мгновение, каждую секунду своего времени на осознание, не превращая это в бесконечную работу? Или по-другому: что такое правильная практика осознания?

На мой взгляд есть две важные составляющие правильной практики: мотивация и привычка. Давайте их рассмотрим внимательнее.

Мотивация

У мотивации также есть две составляющие, условно это «здесь и сейчас» и «там и потом», т.е. краткосрочная и долгосрочная мотивация. Начну, пожалуй, с долгосрочной. Однако хочу оговориться, что сказанное здесь относиться к моей долгосрочной мотивации, вполне возможно, что у вас какие-то другие глобальные цели и интересы в жизни. Если они есть и они мотивируют вас на осознание — это прекрасно, если их нет, то наверное их стоит поискать?!)

И так, моя глобальная цель, она же мотивация: подготовиться к смерти, если есть возможность сохранить своё осознание после смерти, я бы хотел ей воспользоваться. Для меня жизнь — это подготовка к смерти, конечно, не одна лишь подготовка, в ней есть и другие приятные момент, но, определено, это центральная идея.

В одной из предыдущих заметок я уже изложил свою позицию по поводу смерти: «Про остановку внутреннего диалога и не только» (начиная со слов: «А что будет по завершению жизни?)», но сейчас мы не будем углубляться в эту тему, как и не будем разбирать тонкости осознания, его зависимость от воли и т.д.

Вообще осознанию смерти стоило бы посвятить отдельное обсуждение или хотя бы восстановить учебные материалы по этой практике, но сейчас речь о другом. Смысл в том, что моя глобальная цель мотивирует меня прикладывать усилия для развития осознание. Я знаю, что делаю и зачем это делаю.

Достаточно ли этого с точки зрения мотивации? Увы, но нет. Эта то самое «там и потом», которое, наверняка принесёт пользу, но когда это ещё будет? И если ограничиться такой мотивацией, то практика будет напоминать работу. Да, нужно, да полезно, но приносит ли это удовольствие? И вот на это вопрос может ответить краткосрочная мотивация.

Если есть что-то, что будет приносить удовольствие или интерес здесь и сейчас, то это здорово поможет в моменте. А также поможет быстрее вернуться к практике, если произошло отвлечение от неё. Согласитесь, что гораздо легче и проще возвращаться к приятным вещам, к тому, что приносит удовольствие?! Но что может принести удовольствие/интерес в процессе осознания? Отчасти это вопрос установки, отчасти деталей практики.

Что значит установка? Это просто настрой на поиск чего-то нового в процессе осознания. Даже находясь в давно знакомой обстановке (например, дома), в процессе осознания можете встретить какие-то моменты в своём восприятии, которые будут вам в новинку. Это могут быть новые чувственные впечатления, новое, углублённое понимание работы внимания, воли. Замечу, что это не интеллектуальное, а именно чувственное осмысление. То что вы почувствуете, поймёте, может быть очень сложно выразить словами, но это и не нужно. Это только для вас, а не для кого-то ещё.

Помимо потенциальной новизны и связанного с ней интереса есть ещё и удовольствие. Это те самые детали практики, о которых у упомянул выше. Удовольствие могут принести разные моменты, но самое простое и доступное — это телесные впечатления. Возьмём для примера простую прогулку. Если вы действительно погружены в движение, то каждый ваш шаг будет приносить вам удовольствие, сокращения мышц, перенос центра тяжести в завершения шага, ощущение ветра на лице и т.д. Даже какие-то болезные ощущения, потянутые мышцы или дискомфорт от смены кроссовок, на менее удобную обувь — всё это составляет очень сложный, насыщенный букет перцепции. И это практически всегда что-то новенькое. Даже если вы идёте привычным маршрутом, которым ходили тысячи раз до этого, перенеся внимание на свои кинестетические ощущения, обоняние, окружающие звуки, вы поймёте, что это какая-то новая, совершенно неповторимая прогулка. И в этом можно найти свой интерес и удовольствие.

Вообще принято выделять 5 основных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, но есть и другие: термоцепция — чувство тепла, эквибриоцепция — чувство равновесия, ноцицепция — чувство боли и проприоцепция — чувство собственного тела. Возможно, что к вышеперечисленному стоит добавить такие чувства как голод/сытость или усталость/бодрость, но это уже отдельный вопрос классификации.

В контексте практики осознания интерес представляет всё, кроме зрения, его мы пропускаем. Почему так? Потому, что зрение наиболее развито в плане смысловой интерпретации и оно, как правило, является основным каналом получения информации. Оно фактически подавляет все остальное, наполняя сознание не просто картинками, а уже осмысленными категориями. Мозг практически сразу включается в работу, картинка соотносится с памятью, происходит распознавание и наделение смыслом. Мы видим знакомые объекты, срабатывает куча ассоциативных связей, каких-то воспоминаний, идей, фантазий и это здорово поддерживает внутренний диалог. Все остальные чувства в значительно меньшей степени автоматизированы, их восприятие и интерпретация находиться на периферии внимания.

Чем больше вы будет им уделять внимание, тем легче и проще у вас будет практика осознания. Когда получается перенести внимание на тело, мысли сами по себе затихают и осознание пробуждается. Вы не только получите осознание, но попутно и остановку внутреннего диалога. При этом усилие, которое все равно нужно приложить, чтобы удержать внимание на ощущениях, конвертируется в удовольствие/интерес, а не в работу. И это удовольствие подпитывает практику.

Кто-то может заметить, что в традиционном способе остановке внутреннего диалога (см. «Ходьба силы») зрение как раз фигурирует, да, но оно задействовано непривычным способом — фактически его автоматическая смысловая обработка подавляется за счёт перегрузки зрительного поля. Это хороший и действенный способ, но он ограничен в применении, т.е. нужны определённые условия, как правило это прогулка, вне прогулки его использовать сложнее. Есть варианты, но их не так уж и много.

При этом практиковать осознание можно и нужно везде, в любых условиях, в том числе занимаясь привычными, повседневными делами, именно поэтому я призываю обращать внимание на другие, редко замечаемые и сложно вербализируемые чувства. Они дают разуму меньше поводов для активности и легче поддерживают поток чистого внимания.

Короче, удовольствие и интерес мы получаем от всего спектра телесных чувств, которые испытываем в процессе какой-нибудь деятельности, а не от самой деятельности. Не важно нравится вам то, что вы делает или нет, по большей части «нравиться / не нравиться» — это какой-то смысл, т.е. игра разума. Здесь же речь идёт о том, что отстраниться от разума, его смыслов и резонов и буквально прикоснуться к реальности, той реальности которая нам дана в ощущениях.

Просто для примера. Вам не нравится мыть посуду? Или вы вообще к этому равнодушны?! Это не важно, важно то, что вы ощущаете в процессе мытья и в этих ощущениях можно найти удовольствие. Напряжение мышц, касание потока воды рук, прикосновение к посуде — все это и много другое — огромный пласт восприятия. В этом можно найти и удовольствие и интерес. Если, коечно, у вас есть намерение этим заниматься, это та самая установка, о которой я говорил выше.

Привычка

Это ещё одна важная составляющая практики осознания. Здесь нужно сделать одно пояснение. Кажется странным сочетание слова осознание и привычка, которая подразумевает автоматизм. Конечно осознание — это никакое не автоматическое действие, это предельно насыщенное вниманием пребывание в моменте, но надо понимать, что пребывать в таком состоянии постоянно не получиться. Наверное, это возможно на какие-то высоких уровнях саморазвития, но пока реалии таковы, что мы постоянно выпадаем из этого состояний. Даже если вы искренне хотите этим заниматься, если буквально живёте этим, то все равно типичными будут провалы в мысли, фантазии, а потом вы друг вспоминаете: «о, я же опять выпал из осознания и кажется уже давно». И здесь возникает развилка. Вы может продолжить заниматься своими делами: может быть, это какие-то важные дела/размышления, требующие всего вашего внимания, может быть, вам просто лень, типа «ну да, забыл, никаким развитием осознания я не занимаюсь, но как-нибудь потом я вернусь к этому». А можете вернуться к практике сразу же.

Лень — это самая распространённая и естественная причина. Возвращение к практике требует усилий, нужно всё-таки собрать своё внимание, а зачем напрягаться, ради чего? И если у вас проработана мотивация (и долгосрочная и краткосрочная), о которой мы говорили выше, то у вас будет ответ на вопрос: зачем? И с ленью будет справиться гораздо проще.

Лень — это отчасти недостаточная мотивация, отчасти привычка, отчасти неспособность собрать и приложить свою волю, которая как раз и отвечает за удержание внимания на чем-либо. И когда я говорю о привычке в контексте правильной практики — я предлагаю формировать другую привычку, которая будет возвращать ваши усилия к осознанию сразу же как только вы вспомнили о том, что опять выпали из практики.

Формирование такой привычки занимает время, как впрочем и любой другой, но чем чаще вы это повторяете, тем быстрее и проще это получается.

Практическое освоение

Давайте ещё раз сформулируем основные моменты правильной практики:

  • Долгосрочная или глобальная мотивация.
  • Краткосрочная мотивация или мотивация в моменте.
  • Привычка.

Все это мы разобрали выше, но есть ещё один важный и неочевидный момент. Недостаточно просто пройтись по этим пунктам и отметить их как осмысленные, понятые. Это скорее проработка каждого из пунктов в течение длительного времени. У меня это заняло годы, но у меня не было полной картины, я собирал отдельные элементы пазла и только относительно недавно они сошлись.

Взять к примеру ту же глобальную мотивацию, я пришел к ней через практику осознания смерти. Сначала, когда я прочитал книги Кастанеды, это была интеллектуальная концепция, потом я стал сознательно применять её в своей жизни и только спустя годы это стало частью меня, моей системой ценностей, моим ориентиром. Я не призываю вас разделить моё мировоззрение, хотя та же идея осмысления смерти в тольтекской традиции занимает центральное место, и кстати, в буддисткой традиции она такая же важная.

Но допустим вам это не понятно, чуждо и т.д. Хорошо, но возможно у вас есть что-то другое, что вы считает важным и ценным для себя, что-то что уже является вашим ориентиром в жизни?! И я уверен, что для этой глобальной цели/ценности вам также пригодится осознание.

Если у вас нет такой глобальной ценности, то, наверное, её стоит найти. Если она пока ещё часть вашего интеллектуального багажа, то, наверное, её стоит внедрять в свою жизнь. В любом случае — это ваша жизнь. Только вы самим решаете, что делать частью себя, во что верить и к чему стремиться.

Что касается краткосрочной мотивации — получения удовольствия/интереса из осознания — этому тоже нужно учиться. Недостаточно с этим просто согласиться, интеллектуальное приятие — это самый первый шаг, но после него ещё предстоит пройти большой путь, чтобы действительно научиться ценить и наслаждаться моментом.

Про привычку мы уже говорили, её формирование также требует времени, много времени.

В итоге нет никакой секретной формулы, короткого пути или лайфхака, котрой сделает вас просветленным, это по-любому труд над собой или точнее со своим вниманием. Другое дело, что это можно делать гармонично, проживая каждый момент, получая удовольствие от жизни.

Уровни сложности

Для себя я условно выделяю три уровня сложности при применении выше озвученного подхода к правильной практике.

1. У меня хорошее самочувствие, меня ничего не тревожит/заботит, я вышел на прогулку. Это прекрасные, можно сказать, идеальные условия для практики.

2. Примерно все то же самое, только я нахожусь дома. Это не обязательно дом, это может быть любая другая привычная обстановка, типа рабочего офиса. Ключевым здесь является привычная обстановка. Некоторая сложность возникает как раз из-за привычности. Наше внимание как будто бы встаёт на рельсы и привычно перемещается по ним. Выражается это в потоке мыслей/фантазий, на которые переключается внимание, когда мы попадает в привычную, хорошо контролируемую и прогнозируемую обстановку. Плюс какие-то постоянные отвлечения внимания со стороны близких. Все это в некоторой степени затрудняет практику, как затрудняют её заботы и тревоги.

Но все же это не повод для того, чтобы откладывать практику в ожидании идеальных условий. Можно и нужно практиковать осознание в любых условиях. Другое дело, что в некоторых случаях вам будет сложнее, но это не повод для печали, это просто другой уровень сложности.

3. Плохое самочувствие. Это наверное самый неудачный расклад. Конечно, все зависит от того, насколько самочувствие плохое, но в общем и целом болезненные ощущения будут отвлекать, рассеивать внимание. Однако опять же это не повод для того, чтобы откладывать практику, это просто высокий уровень сложности) К тому же есть личный опыт, который свидетельствуют о том, что практика осознания не только может облегчить страдания, но в отдельных случаях и вообще избавить от них.

Рассмотрим некоторые аспекты работы с вниманием в случае плохого самочувствия, например, из-за головной боли. У меня такое переодически возникает, в основном из-за погоды, наверное, из-за перепада давления, но не суть. Главное, что нужно понимать и учитывать в таком состоянии: внимание рассеивается, его отвлекает боль, собрать и удержать внимание при этом становиться сложно. Хотя это и сложно, но нельзя сказать, что вообще невозможно. Хитрость здесь в том, чтобы равномерно распределить внимание по всему сенсорному полю.

В этом случае мы не пытаемся игнорировать боль, попытка отвлечься от неё — нормальная, естественная реакция. Кому приятно терпеть боль? Но это практически невозможно (по крайней мере без применения фармакологии), боль запускает механизм непроизвольного внимания и оно — внимание все равно вернётся к боли, хотите вы этого или нет. В итоге обычным является хаотическое метание внимая от внешних раздражителей (от того, что мы видим/слушаем) к очагу боли. Если подходить к этому правильно, то стоит включить боль, а точнее тот орган, который вызывает болезненные ощущения в спектр всех ощущений: мышечных, тактильных и др. Это не так-то просто — балансировать внимание с учётом сильного болезненного сигнала, но это возможно. Зачастую это помогает снизить боль или вообще убрать её.

Кстати, именно в таких случае проще всего понять, что такое воля. Это не какое-то там мужество или целеустремлённость — это прежде всего умение собирать и удерживать своё внимание. В такие моменты, когда что-то сильно болит и буквально размазывает внимание, очень хорошо понимаешь — хватает воли или нет.

На этом я буду заканчивать, а в заключение как обычно приведу упражнения. Эти упражнения взяты из предыдущей версии объяснения принципа и они ближе к первой интерпретации: оптимальное использование времени с учётом выполняемых дел, решаемых задач и т.д., хотя, кончено, они тоже направлены на пробуждение осознания. В любом случае основную и главную практику я сформулировал выше, фактически всё описание принципа — это подробное описание практики осознания, которой я предлагаю уделить внимание. А из упражнений можно взять лишь то, что вам созвучно или кажется полезным в текущих реалиях вашей жизни.

Упражнения

Сколько времени это займёт?

Это упражнение нацелено на чувствование времени. Суть его заключается в следующем: перед тем, как что-то сделать: 1) вы прикидываете, сколько времени это займёт, 2) засекаете время, 3) делаете, 4) смотрите, сколько времени прошло, и фиксируете результат (в памяти, на бумаге, на компьютере), потом он пойдёт в отчёт. Действие в принципе может быть любым: поход в магазин, звонок товарищу, перемещение из точки А в точку Б и т.д.

Количество действий, которые вы будете оценивать в течение дня, выбирайте сами, в зависимости от того, сколько внимания вы можете уделить этому упражнению. Одно, два действия оценённых за весь день — это слишком мало. Так вы толком не прочувствуете упражнение.

Планируемое время можно задавать с той или иной точностью, например: 5-10 минут, разброс будет зависеть от величины дела. Так поход в магазин можно оценить с погрешностью в 5 минут (например, поход займёт 15-20 мин.), а вот переустановку Windows и настройку компьютера с такой точностью довольно сложно оценить, там временной разброс уместно закладывать до получаса, а то и больше (например, перестановка займёт 2-2,5 часа).

Задача упражнения в том, чтобы как можно точно оценить ожидаемые временные затраты и вписаться в них. Слишком большая разница между запланированным и реально затраченным временем — это повод задуматься: почему разница такая большая?

P.S. Это упражнение пересекается с одноимённым принципом стратегии.

Что я сейчас делаю?

Очень простое упражнение, позволяющее осмысленно использовать своё время, пресекая бестолковые траты.

Зачастую мы вовлекаемся в какие-то действия неосознанно, а если даже вовлекаемся осознано, то быстро теряем эту осознанность и далее действуем на автомате. Это упражнение позволяет «пробудиться» в процессе действия, осознать, что вы делаете в данный момент времени.

Суть упражнения проста: в течение дня почаще задавать самому себе вопрос: что я сейчас делаю? После ответа на этот вопрос, можно ещё задать себе вопрос: зачем я это делаю? Этот дополнительный вопрос позволяет прояснить, нужно ли вам делать то, что вы делаете сейчас. Однако зачастую хватает и первого вопроса. Если то, чем вы занимаетесь — очевидно пустая и бесполезная трата времени, вы поймёте это сразу.

Секрет упражнения в том, что мы высвобождаем наше внимание, поглощённое действием и этого внимания становится достаточным, чтобы осмыслить происходящее.

В процессе выполнения упражнения нужно также выявить, на что чаще всего вы впустую тратите свое время. По результатам самонаблюдений за неделю составить список, в котором будут отражены эти бездарные траты времени. У каждого пункта списка укажите примерный процент от общих потерь.

Например:

1) Пустой трёп в социальных сетях — 40% (т.е. 40% всех потерь времени уходит на пустой трёп).

2) Компьютерные игры — 30%.

И т.д.

Последнее действие

Смерть ожидает нас, и то, что мы делаем в этот самый миг, вполне может стать нашей последней битвой на этой земле. Я называю это битвой, потому что это — борьба. Подавляющее большинство людей переходит от действия к действию без борьбы и без мыслей. Охотник же, наоборот, тщательно взвешивает каждый свой поступок. И поскольку он очень близко знаком со своей смертью, он действует рассудительно, так, словно каждое его действие — последняя битва. Только дурак может не заметить, насколько охотник превосходит своих ближних — обычных людей. Охотник с должным уважением относиться к своей последней битве. И вполне естественно, что последний поступок должен быть самым лучшим. Это доставляет удовольствие. И притупляет страх.

Поступки обладают силой. Особенно когда тот, кто их совершает, знает, что это — его последняя битва. В действии с полным осознанием того, что это действие может стать для тебя последним на земле, есть особое всепоглощающее счастье. Мой тебе совет: пересмотри свою жизнь и рассматривай свои поступки именно в таком свете.

«Путешествие в Икстлан», Карлос Кастанеда.

Суть упражнения проста и она следует из вышеприведённой цитаты: выполняя какое-либо действие, вы выполняете его с мыслью, что это ваше последнее действие.

В теме было сказано о том, что этот принцип неразрывно связан с идей смерти. Это упражнение можно назвать введением в практику осознания смерти. В связи с огромной важностью этой темы подробнее она прорабатывается в отдельной программе обучения, здесь вы познакомитесь с одним из способов осознания смерти.

Особенностью этого упражнения является то, что оно находиться на пересечении практики осознания смерти и практики безупречного действия. Именно в таком контексте и стоит её рассматривать. Вы не просто совершаете последнее действие, вы совершаете своё последнее действие безупречно, т.е. так хорошо, как только можете его совершить.

Я понимаю, что не имея подобного опыта, все время так действовать довольно сложно. Если вы периодически забываете об этом упражнении, ничего страшного, просто возвращайтесь к нему вновь и вновь. Рано или поздно вы сформируете привычку действовать безупречно. И это будет доставлять вам удовольствие.

В отчёте стоит отразить описание тех действий, которые вам удалось совершить в духе последней битвы. Были ли эти действия действительно безупречными (прежде всего, для вас самих)? Что вы при этом чувствовали, что думали?

Час по максимуму

Упражнение из книги «Меньше, но лучше. Работать надо не 12 часов, а головой» (стр. 222), авторы: Мартин Бьяуго, Джордан Милн.

Один час можно потратить миллионами способов. Можно бесцельно провести его в блогах, а можно использовать для заключения сделки, которая обеспечит вашему бизнесу процветание на несколько лет вперёд. Не все часы несут в себе равные возможности.

Попробуйте следующее: завтра поработайте всего один час. Время суток не имеет значения — хоть с 6 до 7 утра, хоть с 8 до 9 вечера. Возможно, у вас есть своё любимое время дня (мне, например, нравится рассвет). Главное — это должен быть один-единственный час работы. Жёсткие временные рамки заставят вас быть максимально сосредоточенным и эффективным. Так что попробуйте выполнить как можно больше за этот один час. Завтра же.

Затем проанализируйте, как вы провели своё рабочее время. Сколько вы успели сделать? Что вы делали не так, как обычно? Для лучшего понимания повторяйте это упражнение раз в неделю в течение месяца. Экспериментируйте каждую неделю с разными подходами: меняйте время суток, место работы, методы подготовки и т.п. Как только определите идеальные для себя стратегии работы — старайтесь воспроизвести их как можно чаще в течение своего обычного рабочего дня.

Валерий Чугреев, 27.11.2024

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии