Воин расслабляется, отходит от самого себя, ничего не боится. Только тогда силы, которые ведут человеческие существа, откроют воину дорогу и помогут ему. Только тогда. Это и есть четвертый принцип искусства сталкинга.
«Колесо времени», Карлос Кастанеда.
Оригинальный текст:
«Good», Florinda said. «I see that you’re applying the fourth principle of the art of stalking. Relax, abandon yourself, fear nothing. Only then will the powers that guide us open the road and aid us. Only then».
«The Eagle`s Gift», Carlos Castaneda.
В общем и целом кажется, что перевод корректен, однако обратите внимание на слова «отходит от самого себя». До недавних пор лично у меня это ассоциировалось с отходом от привычного образа себя, т.е. отход от устоявшегося представления о себе.
В оригинале это «abandon yourself» и это ближе к отказу от себя, отрешённость от собственных желаний, надежд, страхов и т.д. Если очень грубо, то это практически безразличное отношение к своему настроению, самочувствию, внутренним колебаниям, сомнениям. В состоянии самоотречения все это не имеет особого значения. Это просто фон на котором разворачивается наша воля/намерение.
Примерно об этом другое высказывание:
Жалость к себе несовместима с силой. В настроении воина полный самоконтроль и абсолютное самообладание соединяются с отрешённостью, то есть с полным самоотречением.
«Путешествие в Икстлан», Карлос Кастанеда.
А вот оригинальный текст:
«Self-pity doesn’t jibe with power», he said. «The mood of a warrior calls for control over himself and at the same time it calls for abandoning himself».
«Journey To Ixtlan, Carlos Castaneda.
Здесь тоже «abandoning himself», кстати, обратите внимание на усиление высказывания: «полный самоконтроль» и «абсолютное самообладание». В оригинале этого, конечно, нет, т.е. это самодеятельность переводчика. Уж не знаю зачем, для убедительности или красоты, но это явно искажение оригинального текста.
В моменте вы можете испытывать самые разные эмоции и чувства: воодушевление, предвкушение, сомнение, страх, беспокойство и т.д. Равно как и чувствовать себя лучше или хуже, особенно сочувствую метеозависимым людям. Но все это не имеет значения, если вы действуете из воли, а не из настроения. «Отход от самого себя» или «отказ от самого себя» означает, что вы отстраняетесь от всех этих чувств и самоощущений. Конечно, они могут быть, но они не обязаны быть определяющими в ваших решениях/действиях.
Если это не так или не всегда так, если эмоции вас захлёстывают или плохое самочувствие серьёзно влияет на восприятие и действия (поссориться, например, в таком состоянии проще простого), то это не повод для того, чтобы отпустить руки, умение «отстраняться от себя» — это такой же навык, как и многие другие, его можно и нужно развивать.
Не подумайте, что я какой-то противник чувств или отрицаю возможность искажённого восприятия из-за плохого самочувствия, конечно нет, это важная составляющая нашей природы. Но есть тотальная зацикленность на них — это привычное состояние современного человека, а есть настроение воина, которое позволяет действовать отрешённо и расчётливо. И четвёртый принцип в том числе об этом, однако центральную роль в нем все играет все же расслабление, об этом мы и поговорим далее.
Расслабление
Расслабиться значит перейти от напряжённого состояния к расслабленному. Конечно, для того чтобы перейти от напряжённого состояния, нужно сначала в него попасть. К сожалению, сделать это не так уж и сложно. Все мы склонны испытывать те или иные виды напряжений, и чаще всего даже не осознаем это.
Условно их можно разделить на две большие группы: физические и психические. Естественно, они связаны между собой самым непосредственным образом. Любое психическое напряжение отражается на теле в виде блоков и мышечных зажимов. Соответственно, мы можем работать как с телом, так и с психикой.
Интересно, что в первоисточнике речь шла о физическом расслаблении, эти слова предваряют формулировку четвёртого принципа:
I simply could not organize my thoughts. I stretched my legs and lay down on the couch. I took deep breaths to relax my midsection, which seemed to be tied in knots.
«The Eagle`s Gift», Carlos Castaneda.
Буквально лёг, глубоко вздохнул и расслабил живот. Прекрасный вариант расслабления, вообще практически все, что касается дыхания (всевозможные техники, практики) — это вполне действенный способ расслабления и успокаивания мыслей.
Я не специалист в этом направлении, моя практика — это скорее найденные эмпирически способы саморегуляции, в том числе с помощью дыхания. Возможно я поделюсь ими, хотя и не вижу в этом особого смысла, мне кажется, что такие вещи каждый практик подбирает под себя сам, для меня это будет работать, а для вас, может быть, не очень. Основную роль здесь играет даже не техническая составляющая (как именно дышать), а скорее настрой и погруженность в процесс, а их передать в тексте довольно сложно.
Из когда-то прочитанного могу порекомендовать книгу «Секреты медитативного дыхания», автор Ларри Розенберг, кстати, автор другой замечательной книги: «Жизнь в свете смерти».
Также много полезного в этом плане можно почерпнуть в таких оздоровительных направлениях как йога и цигун, но опять же я не специалист и рекомендовать что-то конкретное не возьмусь.
Природа напряжения
Чтобы понять расслабление, нужно понять противоположную сторону — напряжение, а точнее причины его возникновения. Я думаю, что суть любого напряжения — это усилия, осознанно или неосознанно прилагаемые для решения какой-то задачи, проблемы.
При этом не играет особой роли, помогают эти усилия в решении задачи или нет, и в том и в другом случае мы будет тратить на это свои силы. Ровно также не принципиально делаем мы это осознанно или неосознанно. Не принципиально с точки зрения затрат, а так, конечно, полезно отслеживать такие «усилия».
Простой пример — беспокойство, например, я беспокоюсь относительно найденной в рабочем проекте ошибки. Логика такого беспокойства может быть самой разной, допустим эта ошибка может привести к финансовым потерям компании, может вызвать недовольстве руководства и т.д. Зачем мне беспокоиться об этом? Какое усилие я прикладываю в этот момент? Понятно, что мои профессиональные перспективы в этой компании зависят от количества ошибок, а также скорости их устранения. Понятно, что нужно писать стабильный, качественный код, находить ошибки и быстро их исправлять, но что даёт беспокойство? Зачем оно мне?
Это важный вопрос, я встречал много программистов, которые относились к этому сильно проще. Ну есть ошибка, ну и что? По возможности исправлю, т.е. «как-нибудь, когда-нибудь». Меня же это переключает в режим: исправить немедленно. Не важно насколько это серьёзная, критическая ошибка, это в любом случае ошибка и нужно сделать все возможное для её устранения.
Для меня это как заноза, которая беспокоит меня, вызывает раздражение. Понятно, что это какое-то психоэмоциональное состояние, но что за ним стоит? Ответ — внимание. Для меня это способ сконцентрировать внимание на проблеме, фактически это мобилизация внимания, это усилия, которые позволяют удержать внимание и побуждают меня оперативно решать проблему.
Возможно, эта стратегия появилась в результате воспитания: мама у меня тоже любит и умеет беспокоиться по всяким разным поводам. Возможно, это какая-то самостоятельно найденная и положительно закреплённая стратегия, работать я начал давно, первая моя серьёзная работа, кстати, по IT-шному профилю у меня была уже в 15 лет. Где-то, когда-то мне это пригодилось, а потом закрепилось и стало привычным способом реагирования.
А теперь вопрос: это полезные усилия или нет?
Усилия полезные и не очень
Ответ на этот вопрос зависит от контекста, в каких-то случаях это будут полезные усилия, а в каких-то не очень. В рассматриваем выше примере беспокойство по поводу найденной ошибки — это усилия, направленные на мобилизацию внимания, это стимулирует меня к активному поиску причины ошибки и её исправлению.
Мне это помогает? Эти усилия для меня имеют смысл и пользу? Чаще да, чем нет. А если нет, то в каких случаях? Стоит ли мне расслабиться в каким-то случае?
Допустим, я нахожусь в отпуске или просто под рукой нет компьютера, в этом случае от моего беспокойства нет никакой пользы и смысла, в любом случае у меня нет физической возможности что-то сделать. В этом контексте моё беспокойство относительно найденной ошибки (найденной кем-то из коллег, возможно, на проде что-то сломалось) не имеет смысла, это будет бесполезной тратой ресурсов, в данном случае моего внимания. Вместо того, чтобы отдыхать и радоваться жизни, я будут ходить и переживать из-за найденной ошибки, а также невозможности её исправить. Это будет в том случае, если я не понимаю или не умею контролировать своё беспокойство.
Может быть более хитрый вариант, когда вроде и условия есть для исправления ошибки, т.е. компьютер под рукой, но беспокойство столь сильное, что оно буквально опустошает, вытягивает все силы. Или заставляет суетиться, принимать какие-то поспешные решения, действовать хаотично. Это, конечно, неправильные усилия, а неправильные они из-за того, что чрезмерные.
В итоге получает, что где-то и надо расслабиться, а где-то не стоит этого делать. Само по себе расслабление не панацея. Вся наша жизнь — это какие-то усилия, чтобы что-то получить, нужно что-то сделать, т.е. приложить усилия, вопрос в том нужны эти усилия или нет, полезны они или не очень?
Основа психического напряжения
В основе любого психического напряжения лежит жёсткая фиксация внимания на чем-либо. Как правило, на проблеме. Это повторяющиеся мысли об одном и том же: «меня обманули, меня не поняли, я кого-то обидел, ситуация безвыходная, все плохо» и т.д.
Как правило, это зацикленность на чем-то конкретном: на ситуации, на человеке, на самом себе. Бесконечное прокручивание одной и той же пластинки. Даже если эта пластинка о чем-то приятном для нас. Например: «я удачно поторговал на бирже, я заработал хорошие деньги, я молодец, помог на улице бабушке» и т.д. Это тоже будет напряжение или индульгирование, т.е. искусственное затягивание реакции. Впрочем, чаще всего мы повторяем как раз проблемные мысли и переживания.
Этот механизм, кстати, используют или точнее пытаются использовать некоторые популярные психологические методики самовнушения. Смысл их в том, что человек начинает себе проговаривать тексты на тему «какой я хороший, умный и как у меня все замечательно». Называется это положительные аффирмации.
Я нахожу это странным и ущербным подходом. Нельзя сказать, что это вообще не работает. Это работает в отдельных случаях, только какова цена? Цена — все та же жёсткая фиксация внимания, только теперь на том, какой я хороший. И это в лучшем случае. В худшем — депрессия и разочарование, т.к. в глубине души мы знаем, каковы мы на самом деле и чего мы реально стоим. Самообман тут плохо работает. Если, конечно, этот самообман не поддерживается в течение многих лет, пока не станет естественной частью внутреннего диалога. Но на такие подвиги обычный человек, как правило, не способен, у него просто не хватит дисциплины. А воину, у которого эта дисциплина есть, уже не нужны такие костыли.
Выгоды от расслабления
Я для себя определил три основные выгоды от расслабления они же являются способами расслабления.
1. Отказ от ненужных или чрезмерных усилий
Это рациональный подход, как вы уже наверное поняли, он заключается в изучении прикладываемых усилий (напоминаю, что любое напряжение — это усилие) и отказе от ненужных, бессмысленных или чрезмерных усилий. Простой вопрос — для чего это усилие? Оно помогает мне или мешает, какую пользу оно приносит, в чем эта польза заключается? Эта разумная цена, т.е. получаемая польза адекватна прикладываемым усилиям?
Отвечая на эти вопросы можно найти нерациональные траты своих сил и отказавшись от них, снять излишнее напряжение. Примерно так я осознал для себя бессмысленность или точнее нерациональность своих затрат на трейдинг (я писал об этом во 2-м принципе).
Этот способ работает, когда нет сильной эмоциональной вовлеченности, т.е. чтобы спокойно подумать или оценить прикладываемые усилия, нужно иметь свободный ресурс внимания, отрешённости.
2. Достижение внутренней гармонии
В отличие от первого способа это иррациональный подход или точнее говоря путь чувственного восприятия. В его основе прислушивание к себе, к своему физическому и психоэмоциональному состоянию. Вы вслушиваетесь в себя, вчувствуетесь в себя и как только замечаете дисгармонию в своём внутреннем состоянии, устраняете её. Это могут быть мышечные зажимы или ненужное физическое напряжение, может быть суета, беспокойство, может быть чрезмерная радость от какого-то приятного события. Все то, что выводит вас из душевного равновесия, является точкой приложения ваших внутренних усилий для возврата в состояние гармонии.
Допускаю, что это звучит как-то странно и загадочно, но в этом особенность чувственного опыта, его сложно передать посредством текста. Говоря о внутренней гармонии, равновесии, я опираюсь на свой личный опыт. Я знаю, что это полезно и действенно, по крайне мере для меня, но я не могу кого-то убедить в этом исходя из рациональных доводов. Разум здесь пасует.
Если вы редко испытывали состояние внутренней гармонии, внутреннего равновесия, если вас всегда обуревают какие-то чувства и мысли, то вам, конечно, сложно будет применить этот способ.
В заключении могу лишь ещё раз сформулировать его основу — внимательное вслушивание, вчувствование в себя. Это условное «слушание» затрагивает и телесную сферу и эмоционально-ментальную. Вы «наблюдаете» за своим телом, за напряжением и расслаблением отдельных мышц, за общим самочувствием, если что-то болит или беспокоит, то наблюдаете в том числе и за такими участками тела. Особенно интересно, хотя и сложно практиковать это когда, например, болит голова или ещё что-нибудь.
Про наблюдение за эмоциями/чувствам и мыслями отдельно писать не буду, это и так понятно, это основа практики самовыслеживания.
3. Остановка внутреннего диалога
Глубокое психическое, ментальное расслабление естественным образом приводит к внутренней тишине. Расслабление и остановка внутреннего диалога связаны. Здесь правда нужно сделать одно уточнение. Да психика расслабляется, возможно, расслабляются некоторые участки тела, у меня например, активная мысленная работа проваляется в мышечных напряжениях головы, т.е. для меня расслабить голову это и метафорическое и буквальное руководство к действию. При этом однако есть и другая составляющая — это воля, я уже писал о связи внимания и воли, так вот, удержание внутренней тишины осуществляется за счёт воли. С одной стороны психическое расслабление, а с другой — волевое усилие. Звучит парадоксально, но в живом, практическом опыте противоречия нет.
В качестве лайфхака, который может помочь понять и прочувствовать вышеописанное, предлагаю обратить внимание на своё состояние сразу после того, как вы проснулись и встали с постели. В самые первые секунды, минуты разум ещё не вышел на свою привычную интенсивность, в голове либо пустота, либо какие-то обрывки мыслей/образов из недавнего сновидения. И хорошо заметно, как разум начинает условно заводиться, разогреваться. И в этот момент требуется совсем небольшое волевое усилий, чтобы задержаться в состоянии безмыслия или состоянии минимальной мыслительной активности.
Что касается других способов остановки внутреннего диалога, то я уже писал о них. В дополнении к ним ещё раз могу порекомендовать книгу Ларри Розенберга «Секреты медитативного дыхания» (найти книгу в электронном виде не сложно), там не только про расслабление, но и про медитацию — аналог остановки внутреннего диалога.
На этом я закончу описание принципа и перейду к упражнениям для его отработки. Все упражнения взяты из ранее существовавшего курса обучения. Сейчас я, наверное, сформулировал бы их как-то иначе, но это займёт сильно больше времени, чем я готов на это сейчас потратить, поэтому пусть будет так, как есть.
Упражнения
Перепросмотр образа себя
Чтобы отойти от самого себя, нужно как минимум знать, от чего отходить. Это упражнение как раз и ставит своей целью изучение себя, а точнее, исследование своего представления о себе, того представления, которое ограничивает и сковывает нас в некоторых ситуациях.
Перепросмотр позволяет не только исследовать себя, но и снимать излишнюю фиксацию внимания с отдельных событий и людей («освобождать свою энергию»). В данном случае эта особенность перепросмотра используется для того, чтобы снять излишнюю фиксацию внимания с образа себя.
Предлагаемый здесь вариант является частным случаем классического перепросмотра, описанного у Кастанеды. Если вы ещё ни разу его не делали, или не знаете, как его делать, внимательно изучите посвящённую ему статью.
Перепросмотр образа себя выполняется также, как и обычный перепросмотр. Отличие только в том, что здесь вы уделяете больше внимания образу себя, своему представлению о себе. Это представление о себе может включать факты из биографии, характеристику личности, те привычки и черты характера, которые вы за собой знаете и т.д. Короче, все то, что вы сами о себе знаете.
Если предельно упрощать описание этого упражнения, то, закрывая глаза, вы вспоминаете в первую очередь самого себя, свой внешний вид, своё лицо, манеру двигаться, общаться и т.д. И перепросматриваете этот образ. Потом в процессе перепросмотра двигаетесь к более абстрактным понятиям: ваше отношение к самому себе (чувства, которые у вас возникают по отношению к себе), ваши установки («я должен делать то и то, а это мне делать нельзя»), ожидания, реакции на те или иные события и т.д. Все то, что составляет вас как личность — уникальную и неповторимую.
Естественно, что в процессе такого перепросмотра будут всплывать какие-то ситуации и события, где вы повели себя определенным образом, сказали какие-то слова и т.д., все это будет давать вам материал для дальнейшего перепросмотра. Однако не увлекайтесь перепросмотром каждой отдельной ситуации. Это задача классического перепросмотра. Здесь вам нужно разобраться, прежде всего, с самим собой. Цель этого перепросмотра — исследовать образ себя, то, как вы сами себя представляете.
Когда этот образ будет выявлен, когда вы хорошо будете знать черты своего характера и нюансы своей личности, тогда и только тогда вы сможете «отойти от самого себя».
Я хочу предостеречь вас от анализа и размышлений в процессе перепросмотра. Это не психоанализ. Не нужно ковыряться в самом себе и анализировать, почему это именно так, а не иначе. Просто перепросматривайте все то, что вы найдёте.
Это не быстрое упражнение, оно требует многократных сеансов. Минимум по 30 минут в день. Желательно выполнять его регулярно, в течение недели-двух. Потом на время отложить и вернуться к нему через некоторое время.
Большую помощь в выполнении этого упражнения вам окажет ранее выполненное упражнение 1 из первого принципа «Самоисследование». Надеюсь, что вы его сделали.
Если все понятно, можете приступать. Если понятно не все, то все равно приступайте, по ходу дела вы разберётесь, что и как нужно делать. Если вам ничего не понятно, и вы не знаете с чего начать, попробуйте выполнить сначала вспомогательное упражнение, которое вам поможет начать перепросмотр образа самого себя.
Вспомогательное упражнение 100 ответов.
Вам необходимо ответить на один очень «простой вопрос»: «Кто я такой?». Задача в том, чтобы дать на него по меньшей мере 100 ответов. Ответы необходимо записывать. Это могут быть как отдельные слова, так и предложения, картинки, краски, метафоры, сравнения, короче говоря, все, что имеет для вас смысл.
Это необходимо делать быстро, как при мозговом штурме. Не возбраняются и неожиданные или кажущиеся неподходящими ассоциации.
Затем вы анализируете свои записи по двум моментам:
1) Есть ли в ваших ответах повторяющиеся темы?
2) Не упустили ли вы чего-нибудь в описании себя?
Желательно, чтобы ваши характеристики самого себя касались разных аспектов вашей индивидуальности: физических, душевных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных особенностей, а также особенностей вашего развития.
После того, как вы это сделали, вы приступаете к заключительной части, подводя итоги по проделанной работе, а именно отвечаете на следующие вопросы:
1) Какие из отмеченных мной особенностей являются для меня наиболее значимыми?
2) Развитию и культивированию каких сторон моего облика я отдаю больше сил и времени?
3) Увидел ли я какие-то неясности в моем облике?
4) Что в моем облике стало для меня неожиданным?
Ок. После того, как вы выполнили это упражнение, приступайте к перепросмотру образа себя.
Расслабление через дыхание
Один из самых простых и эффективных способов расслабления — это слежение за дыханием. Достаточно сосредоточить внимание на ритмах вдоха и выдоха и удерживать его какое-то время на этом процессе (ориентировочно от 1 до 15 минут). После этого умственное и телесное напряжение будет спадать само собой.
Желательно знать свой естественный ритм дыхания в спокойном состоянии. Специально засекать и высчитывать время вдоха и выдоха не нужно, достаточно хотя бы приблизительно запомнить, как вы дышите в нормальном, спокойном состоянии, с какой скоростью лично у Вас чередуется вдох и выдох. А в возбуждённом состоянии выравнивать дыхание до нормального.
Фокус внимания должен быть на ощущениях от вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, на ощущения от движения грудной клетки (или живота, если вы дышите животом), если вы в полной мере прочувствуете это, ритм дыхания будет выравниваться сам собой.
Тут есть один тонкий момент, который может значительно повысить эффективность этого упражнения, но повысить в том случае если вы дышите животом, или готовы перейти на такой тип дыхания. Я лично перешёл на него лет 20 назад. Подробнее о нем чуть позже. Пока же хочу обратить внимание на следующее: зачастую общее напряжение тела, вызванное эмоциональными переживаниями, хорошо заметно по напряжению мышц живота. Можно следить за этой областью и в случае ее напряжения, специально ее расслаблять, расслабляя, таким образом, и остальное тело. Особенно удобно это делать, если вы дышите животом.
Здесь получается связка живот-дыхание. Мышцы живота и дыхание работают вместе и следить за ними легче. Если замечаем, что живот напряжён, то обращаем внимание на ритм дыхания, он обязательно будет изменён, скорее всего, будет прерывистым, поверхностным. И наоборот, если замечаем что дыхание прерывистое, переводим внимание на живот, он окажется напряжённым. Расслабляя живот и нормализуя дыхание, расслабляем тело.
Теперь о дыхании животом, его ещё называют диафрагмальным дыханием, так как дыхание здесь осуществляется за счёт движения диафрагмы. Считается, что это более полезный тип дыхания: он лучше вентилирует лёгкие, лучше насыщает кислородом кровь, оказывает благоприятное действие на перельстатику кишечника и т.д. Широко использует в цигуне, например, с помощью такого дыхания накапливают энергию в нижнем даньтяне. Но речь сейчас не об этом, кому интересно могут поискать информацию в Интернете, на эту тему написано много. Сейчас мы сосредоточимся на том, как выполнять такое дыхание.
А выполняется оно просто: на вдохе живот расширяется, на выдохе сокращается. Грудная клетка при этом остаётся неподвижной. Проще всего начать его осваивать лежа. Ложитесь, расслабляетесь, кладёте левую руку на грудь, правую на живот и начинаете дышать животом. Вдох — живот расширяется, выдох — живот сокращается. Руками контролируете процесс. Левая рука (лежащая на груди) остаётся неподвижной, а правая (лежащая на животе) поднимается и отпускается вместе с животом. Когда освоитесь, руки можно убрать.
Как-то специально не нужно раздувать и сжимать живот, напрягая мышцы, это должно идти легко, естественно, без лишних усилий. Ритм также должен быть естественным, примерно таким же, каким он у Вас был при грудном дыхании. При глубоком расслаблении время вдоха и выдоха может увеличиться.
Освоив это дыхание лежа, осваивайте сидя и стоя. Потом в процессе ходьбы и выполнения действий. У меня в свое время освоение этого типа дыхания и полный переход на него занял около 2 недель. Потом он для меня стал естественным.
Выполнять это упражнение можно в течение всего дня, в любых условиях, все что нужно — это свободное внимание.
Конфеты
Прекрасное упражнение, в основе которого лежит социальное взаимодействие. В данном случае взаимодействие происходит преимущественно с представителями противоположного пола.
Задание. Раздавать на улице, в метро и т.д. конфеты девушкам (если вы молодой человек), если девушка, то, соответственно, раздавать конфеты молодым людям. Вы выбираете представителей противоположного пола, и даёте им конфеты. Выбирать желательно привлекательных, симпатичных и красивых.
Одним из критериев успешности выполнения этого упражнения является желание человека взять у вас конфету. Если люди отказываются, или вы их принуждаете взять конфету, то значит, у вас пока ещё не все получается. В идеале это должно происходить легко и непринуждённо.
Если у вас не получается сразу, не расстраивайтесь, это нормально, просто тренируйтесь дальше. Не хватит одной недели, продолжайте выполнять это упражнение дальше.
Разумно определить для себя какое-то количество конфет, которые вы будете ежедневно раздавать. Количество зависит от вашего желания, наличия конфет и времени, выделяемого на отработку этого упражнения. Разумно выбрать из интервала 5 — 20 конфет.
Смысл упражнения, естественно, не в том, чтобы раздать какое-то заданное количество конфет. Это просто форма отчёта перед самим собой. Смысл в том, чтобы проработать свои внутренние страхи, смущение и неудобство перед незнакомыми людьми.
Для того, чтобы правильно выполнить это упражнение, нужно отойти от самого себя, на какое-то время отказаться от привычного образа себя, и тогда все получится.
Естественный вопрос, что говорить девушкам (или молодым людям) в тот момент, когда вы к ним подходите и предлагаете конфету. Все, что хотите. Это творческое упражнение. Вам нужно найти свой собственный стиль и варианты обращений. Единственное, в чем могу предостеречь — это шаблонные и заученные фразы. Делать этого не стоит. Лучше создавать/творить ситуацию исходя из конкретного человека, к которому вы подходите.
Также не рекомендуется выполнять это упражнение с кем-то в компании. Делать это с другом или друзьями гораздо легче. К тому же это может приобрести совершенно иной смысл. Соревнование («у кого лучше получается», «кто раздал больше конфет») или самоутверждение («а мне не слабо», «смотри, как я это сейчас сделаю») не имеют к этому упражнению никакого отношения. Это имеет отношение к чувству собственной важности, от которого мы вроде как избавляемся.
Нюансы. Обращайте самое пристальное внимание на свои ощущения, чувства и мысли. Внимательно и тщательно исследуйте самого себя, свои реакции, установки и ожидания.
Это самое важное в этом упражнении. Цель ведь не в том, чтобы раздать конфеты, цель в том, чтобы выследить себя. Раздача конфет незнакомым людям — это хорошая форма для такого самовыслеживания. Хорошая в том смысле, что может дать богатый материал для самоисследования, но это возможно только в том случае, если вы приложите к этому усилия со своей стороны. Такое усилие — намерение исследовать самого себя. Старайтесь прикладывать это намерение во всех упражнениях.
Валерий Чугреев, 23.08.2024